История » СССР после ХХ съезда КПСС » Общественно-политическая жизнь страны

Общественно-политическая жизнь страны
Страница 1

Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности и оказалось вне критики.

Незначительные изменения, происходившие в 1956-1964 гг. в государственной системе носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии, оставаясь как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной, но регулярной работы. Верховным Советом СССР уже было явным шагом по пути демократизации.

Президиум ВС., который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только работал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.

Законами, принятыми сессиями В.С. СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г. расширились права союзных республик в области законодательства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957года, полномочия Верховных судов союзных республик.

Решением 6-ой сессии В С РСФСР в феврале 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 году в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Никита Сергеевич не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобное для нее рамки.

Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать так широко систему репрессий. Поэтому он был вынужден постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены, прежде всего, на упрочнение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.

В постановлении от 22.01.1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связей с массами ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выбора для избирателей, которая возможна только при выдвижении альтернативных кандидатур, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало недовольство, это и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 году.

Страницы: 1 2

Сибирь в региональной политике российского го­сударства в XVIII в.
Изменения, происходившие в структуре и составе управления Сибири конца XVII-XVIII вв., начались с реформирования приказно-воеводского управления. Центральное положение в нем занимал Сибирский приказ, су­дья которого был главным учреждение ...

Спектакли и церемонии
Помимо обычных развлечений, распространенных в городах и за их пределами, османы имеют возможность принимать участие в самых различных мероприятиях: народных спектаклях; церемониях религиозного характера; официальных церемониях. ...

Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.
Благодаря Густинской летописи до нас дошли сообщения о культуре, верованиях и толковании природных явлений славянами того времени. Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - «бог скотов» («О идо ...