История » Опричнина и ее последствия для страны » Опричный террор

Опричный террор

Опричнина сопровождалась страшным террором. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на одного землевладельца – 10 простолюдинов. В 1570 г. дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. Характеризуя эпоху Грозного, Карамзин с горечью писал: «Эта эпоха хуже монгольского ига».

Главным условием своего возвращения на царство Грозный выставил неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом «изменников». В феврале государь повелел казнить боярина князя А.Б. Горбатого с семнадцати летним сыном Петром. Горбатый был одним из немногих бояр, которые обладали достаточным авторитетом и мужеством, чтобы противостоять царю и думе. Этим объясняется поспешность, с которой самодержец устранил самого опасного из своих противников. Горбатого обезглавили до того, как власти обнародовали и ввели в действие указ об опричнине.

Одной из крупнейших репрессионных мер опричнины стала казанская ссылка. Большинство опальных дворян были отправлены на восточную окраину, в Казань, под конвоем опричников. Им не давали времени на сборы. В не меньшей спешке вслед за опальными отправляли членов их семей. Они не имели возможности забрать с собой всё имущество, так как для перевозки потребовались бы огромные обозы. Вотчины высланных дворян были зачислены в опричнину.

Опричные репрессии обезглавили не только Боярскую думу, но и другой важнейший институт в системе русской монархии – Государев двор. Формально опричные мероприятия не уничтожили традиционную структуру земского Государева двора. Но фактически князья, служившие по княжеским спискам, стали жертвами царских гонений.

Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели. В 1569 в Твери произошла встреча низложенного митрополита Филиппа с Малютой Скуратовым, который посетил Филиппа в его келье и от имени царя просил благословенья на расправу с новгородцами. В награду за эту услугу бывшему митрополиту предложили вновь занять митрополичий престол, но Филипп соглашался «благословить» царя и вернуться на митрополию только при условии упразднения опричнины. Беседа опального митрополита с опричниками имела трагический исход. Когда Колычёв стал в сердцах обличать неистовство опричников, Малюта зажал ему рот подушкой и задушил.

Не миновала эта участь и противника Филиппа новгородского архиепископа Пимена. Во второй половине июля 1570 г. священный собор приступил к суду над Пименом. Церковники, запуганные кровавым террором, не осмелились возражать царю. После недолгого разбирательства собор объявил о низложении Пимена. Опального архиепископа заточили в Никольский монастырь в Веневе, где он вскоре умер.

Осенью того же года Иван Грозный расправился со своим двоюродный брат Владимиром Старицким, ранее сосланным в Нижний Новгород. Во время пребывания Старицкого в Нижнем опричники, руководившие розыском, инсценировали покушение на жизнь Грозного. Один из поваров, ездивший в Нижний за рыбой для царского стола, донёс, будто Старицкий уговаривал его отравить царя, вручил ему яд и 50 руб. денег. Суд над Старицким проходил в глубокой тайне. После короткого судебного «разбирательства» князь Владимир 9 октября 1569 г. был доставлен к царю и по приказу Грозного принял яд. Вместе с ним была отравлена его жена и девятилетняя дочь Евдокия, даже бабку Ефросинью утопили в реке. Так был ликвидирован последний на Руси княжеский удел.

Грозный творил жестокий суд над своими действительными и мнимыми противниками. Князь Андрей Курбский в письме Ивану IV с горечью писал: «Вымышляя клевету, ты верных называешь изменниками, Христиан чародеями, свет тьмою, а сладкое горьким! Но слёзы невинных жертв готовят казнь мучителю…». На это письмо Иван Грозный гневно ответил: «Доселе Владетели Российские были вольны, независимы: жаловали и казнили своих подданных без отчёта. Так и будет!».

Реформа в армии
Потемкин оставил о себе добрую память и среди солдат, введением новой военной формы. Весной 1783 года он подал императрице записку с обоснованием необходимости избавить солдат от одежды, стеснявшей движения, плохо защищавшей тело от непог ...

Церковный раскол
По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для ...

Взгляд в прошлое. Историография 14 века.
Острое недовольство своим временем, отход от традиционных полисных идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это время значительно возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в целом. При неустойчивом ...