Поход на НовгородСтраница 1
От опричнины страдали не только бояре, но и простой люд. Так, в 1569-1570 гг. по приказу Ивана Грозного опричники совершили карательный поход на Новгород, в котором учинили страшный погром, продолжавшийся почти полтора месяца. По пути они разорили все города и многие сёла, а в самом Новгороде были убиты и замучены от 6 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий.
Толчком к карательному походу на Новгород послужил розыск о заговоре земских людей в пользу Владимира Старицкого. Удельный князь унаследовал от отца двор в Новгороде, ставший одной из его резиденций. Некоторые новгородские помещики служили в уделе. После казни брата царь решил самолично покарать «изменников-новгородцев». Он собрал всех опричников способных носить орудие. По первому зимнему пути войско двинулось в поход на Новгород. Под предлогом борьбы с чумой всякое передвижение по новгородской земле было запрещено и каралось смертью. Царь, никому более не доверявший, велел убивать всякого, кто попытается проехать по новгородской дороге или проникнуть в опричный лагерь. Никто не мог предупредить новгородцев о грозившей им опасности.
Опричные отряды двинулись к Новгороду через Клин, Тверь, Медное, Торжок и Бежецкую пятину. Подойдя к Твери, опричная армия обложила город со всех сторон. В Твери царь приказал грабить все церкви и монастыри. Затем всякие грабежи и насилие в городе были прекращены на два дня. По прошествии этого срока опричники стали громить тверской посад. Опричники грабили торговые склады и амбары, врывались в дома посадских людей, рубили окна и двери, били домашнюю утварь. Погромив Тверь, опричные отряды двинулись через Бежецкую пятину в Новгород.
Передовые опричные отряды подошли к Новгороду 2 января и сразу же оцепили город крепкими заставами. Первым делом опричники взялись за богатое новгородское духовенство. Они заняли монастыри и опечатали казну в монастырях и церковных приходах города. Спустя четыре дня в окрестности Новгорода прибыл царь Иван, остановившийся лагерем на Городище. Монарха сопровождала личная охрана – 1500 опричных стрельцов и многочисленные опричные дворяне.
В воскресенье, 8 января, царь отправился в Софийский собор к обедне. На волховском мосту его торжественно встретили с крестами и иконами духовные чины. Встреча на мосту кончилась неслыханным скандалом. Грозный отказался принять благословение и перед всем народом громогласно обвинил новгородцев в измене.
На другой день начался суд в царском селе на Городище. Дознание велось с применением самых жестоких пыток. После изобличения и казни главных «заговорщиков» опричники взялись за монастыри. Опричное правительство наложило на новгородское чёрное духовенство громадную денежную контрибуцию. Архимандриты должны были внести в опричную казну по 2000 золотых, настоятели по 1000, соборные старцы по 300-500 золотых. Менее состоятельное белое духовенство, городские попы платили по 40 руб. с человека.
По возвращении из монастырского объезда царь велел громить посад. Опричники разграбили многочисленные торговые помещения и склады Новгорода и разорили новгородский торг. Все конфискованные у торговых людей деньги и наиболее ценные товары стали добычей казны. Часть товаров была роздана опричникам в качестве награды. Новгородский посад стал жертвой дикого, бессмысленного погрома. Опричники грабили не только торги, но и жилища посадских людей. Они ломали ворота, выставляли окна в домах. Посадских людей, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.
Особой свирепостью отличались действия против бедноты. Царь, решив вывести в Новгороде бродяжничество, приказал выгнать за городские ворота всех нищих. Большая часть из них погибла от сильных морозов и голода. Несколько позже царь велел топить в реке неимущих и бродяг, которые были изобличены или подозревались в людоедстве.
Царские опричники погромили крупнейшие новгородские «пригороды» - древнюю Ладогу, Корелу, Орешек и Ивангород. Мелкие отряды опричников грабили поместья и деревни по всем новгородским пятинам.
Старость и уход из жизни
Всю свою жизнь Ахмед Яссауи пытался принести кочевникам свет. Все годы своей жизни он посвятил тому чтобы дать кочевникам духовную мудрость и культуру. На закате своих лет Ходжа Ахмед мог с радостью любоваться плодами своего труда. Благод ...
Погребения
Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.
Захоронения палеонтропов, зачатки и ...
Национально-демографическая ситуация в Казахстане
К концу 80-х г. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46, 8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава - вследствие высокой ро ...