Академик Рудницкий Степан ЛьвовичСтраница 1
Рудницкий Степан Львович (1877, Перемышль, ныне Польша – 1937, расстрелян) — украинский географ, окончил философский факультет Львовского университета, доктор философии (1901), академик Всеукраинской Академии Наук (1929). В 1918 г. советник правительства Западно-украинской народной республики по политико-экономическим вопросам. В дальнейшем профессор Академии торговли (Вена) и Украинского вольного университета (Прага). В 1926 г. переезжает в советскую Украину, работает в Харькове, организатор и директор Украинского Научно-исследовательского института географии и картографии. В 1933 г. репрессирован. Написал несколько трудов по политической географии: "Украина и великие державы"(1920, на немецком языке), "Украинское дело с точки зрения политической географии"(1923) и др. В 1994 г. во Львове издан сборник трудов ученого "Почему мы хотим самостоятельную Украину?"
Имя этого человека сегодня известно, к сожалению, только немногим украинцам. Степан Львович Рудницкий (1877—1937) принадлежит к многочисленной когорте тех выдающихся личностей, чьи имена целенаправленно вытравливали из памяти украинской нации в течение советских десятилетий — в его биографии и даже в мыслях и желаниях, с точки зрения власти, все было "не так". И родился "не там" — в Перемышле, на территории бывшей Австро-Венгрии, и занимался "не тем", изучая во Львовском, Венском или Берлинском университетах германистику, украинскую историю, географию. Наконец, большинство его трудов, появляющихся в результате кропотливого научного поиска в течение нескольких десятилетий, тоже были абсолютно "не о том" и отображали лишь единственное упорное желание ученого — служить Украине.
Советский цензор четко знал, что ни украиноязычные статьи Рудницкого (посвященные либо казацко-польской войне 1625 г. или изучению особенностей географии Украины), ни, тем более, написанные и опубликованные на немецком языке (как Ukraina und die Ukrainier, Die Verbreitung der Ukrainier, Ukraina. Land und Volk) или переведенные на английский или французской языки, не представляют для советской власти и ее адептов никакой ценности. Как и сама личность ученого. Несмотря на то что С. Рудницкий как симпатик "радянофільства" в 1926 г. оставил Европу (где в Вене стал одним из основателей Украинского свободного университета, затем работал в Чехии в Карловом, Пражском, Немецком университетах, в Украинской хозяйственной академии в Подебрадах) и переехал в большевистскую Украину, где много физических сил, знаний, душевной энергии отдал созданию Украинского научно-исследовательского института географии и картографии. Несмотря на то что в 1929 г. его избрали академиком АН УССР .
В начале 30-х годов волею властей С.Рудницкий из академического кабинета попадает в "Свирлаг". Затем — Беломорско-Балтийский лагерь. А дальше были Соловки.
Наперекор судьбе ученый, человек с сильным характером, и в лагерях продолжал научную работу. Ее итогом, в частности, стало появление более 1200 рукописных страниц труда под названием "Эндогенная динамика земной коры". Увы, эта работа исчезла в гулаговских дебрях, так и не дождавшись публикации. 3 ноября 1937 г. по постановлению особой тройки УНКВД Ленинградской области ее автора расстреляли…
Фигура Степана Рудницкого привлекательна не только в связи с его мощным интеллектом ученого, чей круг научных интересов охватывал астрономию и геофизику, геологию и геополитику, географию и историю Украины. Несомненный интерес вызывает и сама его личность в контексте украинских реалий начала ХХ в. Следует заметить, что на фоне сознательного дуализма или, как говорили современники, "украинского гермафродитизма", который был характерной особенностью многих представителей тогдашних украинских интеллектуалов того времени, С.Рудницкий выделялся тем, что, отбросив сомнения и метания, декларировал свою украинскость (в противовес малороссийскости, польскости или российскости). Более того, ученый не ограничился только четкой идентификацией себя как украинца, но пошел далее, утверждая, что украинцы — единая нация, независимо от того, проживают ли они "під Російською державою, чи під Австрійською чи під Угорщиною". Таким образом, С.Рудницкий понимал проблему разъединения украинского народа, расколотого между двумя имперскими организмами.
Хозяйственная жизнь доисторического
периода. Трипольская культура
Самым длительным этапом доисторического периода
был палеолит (от появления человека до 10—11 тысяч лет тому). Первобытные люди в это время пользовались примитивными орудиями труда, которые изготовляли из дерева и камня. Они занимались сбо ...
Хатшепсут – женщина фараон
Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представле ...
Погребения
Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.
Захоронения палеонтропов, зачатки и ...