Борьба за московский
тронСтраница 1
Лето 1601 г. Выдалось дождливым, из-за чего посевы на полях не могли, созреет до середины августа, а заморозки, напавшие в конце августа, уничтожили и без того скудный урожай. Запасов едва хватило до следующего сева. Но и он не оправдал надежд: все, что было посажено, погибло в земле. В стране наступил голод. Если верить современникам той эпохи голод на Руси разрывал семейные узы: родители бросали детей дети отказывались от родителей. Люди ели собак лошадей и даже ворон и мышей. Затем стали есть человечину, нередко люди съедали своих близких, человеческое мясо продавали на рынках.
Обезумевшие от голода люди жевали траву, сено, кал, навоз. Годунов приказал раздать деньги, однако еду достать было невозможно. Вельможи использовали голод в своих целях: они скрывали хлеб от народа, присваивали выделенные деньги. Из-за трупов на улице, началась холера. По подсчетам ученых только в Москве за время голода(16001-1603 г.) от недоедания и холеры умерло свыше 127тыс. человек. Бедствие удалось остановить только в 1604г. когда на полях вырос большой урожай. В голодные годы землевладельцы отпускали и даже выгоняли своих холопов, не имея возможности их кормить. Холопы собирались в разбойничьи шайки и нападали на торговцев и своих земляков. В 1603г. был издан указ, позволяющий таким холопам получить отпускную грамоту, но разбои на этом не закончились. Не имея средств к существованию, холопы уходили на окраины страны, таким образом, угроза государственности возникла из нутрии. На севере Украины еще со времен Ивана Грозного искали спасения бунтари, они обзаводились семьями, передавали свои убеждения детям и в результате спустя одно два поколения на Украине зародилось казачество. События начала 17 в. превратили северную Украину в источник будущих волнений. Видя независимую и сытую жизнь казаков, чествуя их военную силу, беглые и отпущенные холопы стали сомневаться во власти обрекшую их на голод и нищету. Они присоединялись к казакам и быстро перенимали их вольные обычаи.
Не чувствуя над собой власти, не страшась наказания эти люди собирались в разбойничьи отряды. Разорив окрестные украинские земли, они, под предводительством атамана Хлопко Косолапа, двинулись на север к Волге и центральным областям, и в 1603г. дошли до Подмосковья. Когда они подошли к Москве, их встретило войско, под предводительством Ивана Басманова, посланное Годуновым. Казаки боролись отчаянно, Иван Басманов был убит, однако его войско взяло верх. Хлопко Косолапа и часть его отряда взяли в плен, остальных ловили по дороге на Украину и казнили. Но на юге уже появился человек, которому предстояло свергнуть с трона Годунова.
Исследователи до сих пор не пришли к единому выводу, о том кем на самом деле был человек объявивший себя царевичем Дмитрием. Большинством признается следующая версия: самозванцем был Григорий Отрепьев, беглый дьякон Чудова монастыря. Существует мнение, что Отрепьев испытывал внушение со стороны неких людей выставляющих его царевичем Дмитрием, в результате к началу Смуты он и сам поверил в это. Многие историки полагают, что в создании этой легенды главную роль сыграл польский канцлер Лев Сапега. Русское происхождение самозванца подтверждается многими свидетельствами его появления. Современные историки предполагают, что у самого начала интриги с Отрепьевым стояли родственники первой жены Ивана Грозного, то есть основатели династии Романовых. Юрий Отрепьев (Григорием он стал в монастыре) являлся потомком Богдана Отрепьева, и в юности служил холопом у бояр Романовых. Когда его хозяева оказались в опале, он принял, подстриг в Чудовом монастыре. Уже в монастыре он во всеуслышание объявлял себя наследником трона, о чем было доложено Годунову. Царь приказал выслать Отрепьева в Кирилов монастырь в Белозерске.
Узнав об этом Отрепьев, пошел в Киев, который в то время принадлежал Польше. Там он расстригся, и стол учится у монахов - францисканцев, затем служил у польского князя Адама Вишневского. В 1602г. начали распространяться слухи о спасенном царевиче Дмитрии якобы скрывающимся в Польше под именем Григория Отрепьева. В городе Самборе[2] Отрепьев познакомился с семьей польского воеводы Юрия Мнишека и влюбился в его старшую дочь Марину. В начале 1604г. Отрепьев сумел убедить польского короля Сигизмунда в осуществимости своих планов в отношении московского трона. Сигизмунд чтобы не нарушать перемирия между Россией и Польшей решил в прямую Отрепьева не поддерживать, но позволил поддерживать его панам, а Мнишеку приказал опекать Отрепьева во всех его делах.
Цели и идеология
Целями Белого движения на его этапе после захвата власти в России большевиками были: освобождение России от большевистской диктатуры, единство и территориальная целостность России, созыв нового Учредительного собрания для определения госу ...
Революция 1905 г.
Враждебное отношение к императорской власти привело к революции 1905 г., разгар страстей увенчался приступом жестокости. 9 января группа восставших заводчан и фабричных рабочих с трудом переходила замерзшие каналы и продвигалась вниз по в ...
Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических
систем
В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.
По мнению Неру, социокультурные ...