История » Реформы 60-70-х ХІХ века в Беларуси » Городская, судебная, военная реформы

Городская, судебная, военная реформы
Страница 1

Развитие капиталистических отношений, отмена крепостного права вызывали необходимость изменение всей судебной системы страны, ее демократизации. Судебная реформа готовилась на протяжении 5 лет. Она закрепила новые основы судебного строя, полно отразила буржуазные права, что было шагом вперед по сравнению с дореформенной судебно-процессуальной системой.

Основные положения реформы отражены в законодательных актах: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства». Судебные статуты объявили отделение суда от администрации, введение общего всесословного суда, равенство всех перед судом, неизменность судей и следователей, выборность мировых судей и присяжных заседателей, гласность, право обвиняемого на защиту.

С целью надзора за судами, следствием была реорганизована прокуратура, которая изменила направление своей деятельности. Из органа контроля она превратилась в орган обвинительной власти.

Согласно с законом, были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным принадлежали мировые суди и съезды мировых судей, к общим – окружные суды и судебные палаты.

Высшим органом судебного надзора верховным судом в России являлся правящий Сенат, который включал два департамента.

Анализируя судебную реформу, нужно заметить, что в ее проведении на территории Беларуси выявились специфические особенности. К ним относились: связь судебной реформы с политикой царизма, направленность на подавление польского национально-освободительного движения, открытие местных и общих судов в разное время. По политическим причинам судебная реформа в Беларуси началась только в 1872 г. Несмотря на некоторые особенности, судебная реформа была наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70 гг. XIХ века.

Беларусь в XIХ веке представляла собой аграрный регион, основную массу жителей которого представляли крестьяне. Поэтому целесообразно сказать несколько слов о сельском волостном суде, который ежегодно выбирался волостным собранием в составе 4 – 12 человек. Дела в суде должны были рассматриваться коллегией в составе не меньше чем трех судей. Волостному суду были подчинены дела по спорам между крестьянами, а также по незначительных криминальных или административных нарушениях. Он имел право осуждать крестьян к семи дням ареста, наказывать розгами до 20 ударов, штрафовать.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управления – как исполнительные.

Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни.

Выборы земских учреждений проводились один раз в три года, а поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней.

В Беларуси земская реформа не проводилась до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 – 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые представляли большинство в крае и в случае выборов земских учреждений могли захватить власть в свои руки.

Что касается структуры и компетенции земских губернских и поветовых собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.

Реформа городского самоуправления, по «Городскому положению» от 16 июня 1870 г. началась в Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при соответственном имущественном цензе. Выборным правом пользовались все, кто платил налоги в городскую казну. Они выбирали на некоторый срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный орган – городскую управу. Старшинствовал в городской думе и управе городской голова. Деятельность этих органов регулировалась губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам.

Реформирование армии в России началось в 1862 году, когда были создано 15 военных округ (в том числе и Виленская, в которую вошли все белорусские губернии). В 1867 был принят новый военно-судебный статут, который исходил из принципов судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны был создан Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению и полкового и окружного военачальников.

Вместе с тем в российской армии еще продолжал действовать сословный принцип комплектования войска. Среди российского офицерства преимущественно были дворяне, а всю тяжесть солдатской службы несли низшие сословия, преимущественно крестьяне.

Страницы: 1 2

На посту председателя Комитета министров
Николай ІІ обставил своё решение внешне вполне благопристойно. Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловл ...

Второй период войны. Роль имамата в развитии событий на кавказском фронте
Второй период Кавказской войны – 30-е и 40-е гг. – представляют собой кровавую и грозную пору мюридизма. Положение на Северном Кавказе кардинальным образом изменилось, когда в начале 1829 года прибыл в шамхальство ради проповедей шариата ...

О роли социалистического государства
Одной из центральных для советской экономической мысли является проблема экономической роли социалистического государства. Ее разработка тесно связана с общей экономической концепцией социализма, а также с характером строительства нового ...