Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг. Укрепление
ее суверенитетаСтраница 4
В принципе, правительство Народной партии, одним из лозунгов которой являлся: “Болгария прежде всего, Болгария целостная и суверенная”, в своем отношении к великим державам придерживалось намеченной С.Стамболовым линии, которую отличали прагматизм и самостоятельность.
Что же касается политики С.Стамболова, связанной с реализацией национально-государственных интересов Болгарии, то К.Стоилов попытался ее продолжить. Воспользовавшись осложнениями, вызванными армянской проблемой, кабинет К.Стоилова в июне 1895 г. поставил перед Портой вопрос относительно проведения предусмотренных 23 статьей Берлинского договора реформ в Македонии. В 1897 г. в ответ на лояльность Болгарии во время греко-турецкого вооруженного конфликта султан разрешил назначить владык Болгарского экзархата в три македонские епархии: Монастирскую (Битольскую), Дебарскую и Струмицкую.
Начавшийся в 1897 г. экономический кризис значительно подорвал позиции кабинета К.Стоилова. Невозможность справиться с ним явилась одной из основных причин падения правительства К.Стоилова. Другой, - стало осложнение его отношений с Фердинандом 1. Последнего не устраивало положение особы “царствующей, но не управляющей”. Признание его великими державами открыло перспективу для реализации идеи создания сильной монархической власти. Однако образованная с целью, в частности, укрепления позиций вырвавшегося в 1894 г. из-под опеки С.Стамболова Фердинанда 1 Народная партия фактически отказалась от данной идеи, выступив с тезисом относительно допустимости “разумного участия” князя в управлении страной. Точку на правлении Народной партии поставил заключенный на крайне невыгодных условиях заем в размере 290 млн. левов для того, чтобы ликвидировать имевшую место зависимость от Компании восточных железных дорог. В январе 1899 г. К.Стоилов заявил об отставке обновлявшегося в 1896-1897 гг. кабинета министров.
Осуществлению замыслов Фердинанда 1, связанных с концентрацией властных полномочий в своих руках, во многом способствовала калейдоскопическая смена правительств: коалиционный кабинет Д.Грекова продержался с января по октябрь (ноябрь) 1899 г., правительство партии В.Радославова во главе с Т.Иванчовым - с октября (ноября) 1899 г. по февраль (март) 1901 г., коалиционное правительство П.Каравелова, составленное из представителей Демократической и Прогрессивно-либеральной партий, - с февраля (марта) 1901 г. по декабрь 1901 г. (январь 1902 г.) и кабинет Прогрессивно-либеральной партии, руководимый С.Даневым, - с декабря 1901 г. (января 1902 г.) по май 1903 г.
Если правительства С.Стамболова и К.Стоилова сориентировали свои действия на проведение экономической модернизации, то кабинет С.Данева - на модернизацию государственно-административной системы. Он предпринял попытку либерализировать методы внутреннего управления. Первые результаты его деятельности проявились уже во время состоявшихся в начале 1902 г. парламентских выборов. Причем сама Прогрессивно-либеральная партия, а вслед за ней и Демократическая, претерпели организационную и идейную трансформацию в смысле обретения ими вида современных политических организаций.
В области внешней политики правительство С.Данева выступало за сближение с Россией. Итогом его усилий явилось подписание в мае (июне) 1902 г. во время визита Фердинанда 1 и С.Данева Петербурга двусторонней военной конвенции в противовес заключенному между Австро-Венгрией и Румынией соглашению. В итоге, российская дипломатия оказала активное содействие кабинету С.Данева в решении вопроса относительно получения им на выгодных условиях заема у французских банков в размере 106 млн. левов, который способствовал выводу страны из финансового кризиса и достижению на определенное время внутриполитической стабилизации. Последнее позволило правительству Прогрессивно-либеральной партии переключиться на проблемы внешней политики. Однако, несмотря на предпринимавшиеся шаги, нормализовать отношения с балканскими странами ему не удалось. Препятствием здесь являлось, прежде всего, их соперничество по вопросу относительно Македонии.
Неудачи правительства С.Данева в решении задач внешней политики, осложнение отношений с Фердинандом 1, связанное с явной пророссийской ориентацией кабинета, вынудили его подать в отставку в мае 1903 г.
Финал политического кризиса
Перед тем, как начать рассматривать возможные и невозможные причины распада СССР, мне кажется, стоит обозначить события последнего времени, произошедшие перед развалом сверхдержавы, так как некоторые из них, быть может, будут являться пре ...
Крестьянская и либеральные реформы Александра II
Александр Николаевич (17/04/1818-1/03/1881, император с 18/02/1856 -1/03/1881), старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с госу ...
Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
Экономическое и политическое развитие Кореи после Тяньцзинского договора все более приобретало колониальный характер. Если в 1886 г. в Корею было ввезено иностранных товаров на 2474 тыс. долларов, то в 1891 г. на 5256 тыс. долларов. 55% в ...