Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.Страница 1
До 90-х гг. XIX в. фактически отсутствовала какая-либо целостная концепция экономического развития Болгарии, что, в значительной степени, объяснялось ее общей отсталостью.
Согласно проведенной в 1905 г. в Болгарии переписи населения, его численность составляла 4 035 575 человек (см. таб. 1). Из них 3 102 446 (91,1 %) проживало в деревне. Количество городских жителей в период с 1880 г. (543 тыс. человек) по 1910 г. (823 тыс. человек) увеличилось на 1%. При этом за указанный период число жителей Софии возросло с 20 тыс. до 103 тыс. человек, главным образом за счет концентрации в столице государственной администрации, а также промышленных предприятий. Непосредственно же в сельском хозяйстве было занято 77,03 % населения.
Наиболее значительные перемены в землепользовании, приравненные к аграрному перевороту, произошли во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и сразу же после нее. Именно тогда в результате перераспределения земельной собственности практически полностью исчезли крупные земельные хозяйства.
Определенная часть земельной собственности перешла от турецкого к болгарскому населению путем выкупа. Для этого крестьяне использовали средства, взятые у ростовщиков. Процент при займовых операциях устанавливался ростовщиками произвольно. В результате в 1901 г. из 1200 обследованных сел 305 оказались полностью разоренными ими. Положение усугубляла действовавшая система налогообложения (основным налогом до 1900 г. для крестьянских хозяйств являлась десятина).
Характерным для сельскохозяйственного производства в Болгарии в начале ХХ в. стало развитие кооперативного движения, которое охватыло прежде всего мелких и отчасти средних собственников. В 1907 г. насчитывалось около 400 кооперативных объединений. Кредитором 300 из них выступал Болгарский земледельческий банк. В 1907 г. кооператоры учредили свой руководящий орган - Главный союз сельскохозяйственных коопераций. Но в 1909 г. из-за возникших противоречий он распался. После этого отделившиеся 363 кооперации образовали Центральный союз сельскохозяйственных коопераций, целью которого являлось оказание поддержки мелким производителям.
Раздробленность земельной собственности, тяжелое экономическое положение крестьян стали главными препятствиями на пути модернизации сельского хозяйства. Техническое переоснащение сельского хозяйства проходило крайне медленно. В 1900 г. только 11,7% собственников обладали железными плугами, остальные же обрабатывали землю по-прежнему деревянным ралом.
Основной отраслью сельского хозяйства являлось зерновое производство. Животноводство составляло вспомогательную отрасль. С конца XIХ и особенно в начале ХХ в. стала проявляться тенденция к увеличению посевных площадей, отводимых под такие культуры, как кунжут, лен, хмель и др. Особое место среди них занял табак. Спрос на него на внешнем рынке способствовал росту табачной продукции. Основными районами табаководства были Дупница, Пловдив, Харманли, Хасково.
Государство предпринимало хотя слабые, но попытки модернизировать сельское хозяйство. В 1897 г. был принят закон об агротехническом образовании. Согласно этому закону организовывались краткосрочные курсы, преподаватели на местах консультировали крестьян по вопросам ведения сельского хозяйства. В начале ХХ в. государство взяло на себя расходы по созданию опытных станций, племенных заводов и т. д. Однако каких-либо заметных перемен в данной области до 1912 г. не произошло.
Что же касается промышленного производства, то вопрос о целесообразности его развития в Болгарии составил стержень развернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии об основных направлениях экономического развития страны. Противники данной точки зрения, аргументируя свою позицию, ссылались на узость внутреннего рынка, в целом, и рынка рабочей силы, в частности, структуру экспорта и т. д. Тем не менее возобладала точка зрения относительно необходимости развития помимо сельскохозяйственного и промышленного производства. После чего на вооружение была взята политика протекционизма. В декабре 1894 г. (январе 1895 г.) появился закон о покровительстве местной промышленности. Закон обеспечивал “крупным” предприятиям следующие льготы: право на безвозмездное пользование землей для строительства промышленных предприятий, снижение на 35 % тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечение беспошлинного ввоза технических средств, а также сырья и т. д. “Крупными” предприятиями, согласно закону, считались те, которые имели “усовершенствованные технические средства”, основной капитал более 25 тыс. левов, самое меньшее 20 наемных рабочих. Однако в закон постоянно вносились поправки относительно определения “крупных” предприятий. Согласно, например, поправке 1905 г., “крупными” считались те, которые использовали “механические силы” минимум в 5 лошадиных сил и имели основной капитал не менее 20 тыс. левов.
В 1885 г. только 24 предприятия подпадали под категорию “крупных” (6 пивоварен, 5 текстильных предприятий, 3 фабрики по производству спирта и др.), в 1894 г. их численность возросла до 72, в 1904 г. - до 103, а в 1911 г. - до 345 (146 представляли пищевую отрасль промышленности, 72 - текстильную, 29 - металлургическую, 27 - химическую и т. д.).
Снижение показателей экономического развития Российского Дальнего Востока в
70 – 85 годы
Обусловленная большими объемами государственных инвестиций к середине 60-х гг. в регионе сложилась достаточно стабильная структура хозяйства, предельно жестко связанная с народнохозяйственным комплексом страны.
В этих условиях начался но ...
Особенности экономической мысли в 17–30-х годах
Первый этап развития экономической мысли в нашей стране связан с разработками проблем перехода к новому общественному строю. Это был самый драматичный, представленный различными школами и идеями период в развитии отечественной экономическ ...
Образование древнерусского государства
Последний этап создания Древнерусского государства источники связывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, — «русами» или «росами».
Известия о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в разл ...