Культура БолгарииСтраница 1
В целом, начавшиеся в 1878 г. перемены, охватили все стороны жизни болгарского общества, включая традиции и нравы.
С появлением болгарского национального государства началось становление системы образования. В соответствии с Тырновской конституцией, в 1879 г. в Болгарии было введено всеобщее начальное образование. Средние учебные заведения создавались по типу российских - в форме классических и реальных гимназий. Первый целостный закон о народном образовании был принят в 1891 г. Им предусматривалось увеличение срока обязательного начального обучения до шести лет, усиление централизации и контроля над содержанием учебного процесса, углубление работы по гражданскому и гуманитарному воспитанию школьников и т.д. Согласно данному закону на государство возлагалось обязательство по компенсированию 2/3 платы учителям, сдавшим квалификационный экзамен. Последнее положение, однако, вызвало недовольство среди большинства учителей, для которых квалификационный экзамен явился трудно преодолимым барьером. В связи с этим в конце 1894 г. в закон о народном образовании были внесены соответствующие поправки.
В 1888 г. был открыт Высший педагогический курс при Софийской государственной классической гимназии, преобразованный в 1889 г. в Высшую школу (с 1905 г. - Софийский университет им. Кл. Охридского).
Во второй половине 80-х гг. XIX в. правительство С. Стамболова выдвинуло задачу развития болгарского национального сознания. В связи с этим оно обратило внимание на развитие гуманитарных наук, литературы и искусства. Функции государства были расширены за счет включения в них меценатства. Так, в 1888 г. для “книжных и научных предприятий” было выделено 60 тыс. левов, в 1889 г., несмотря на возражения многих депутатов парламента, на развитие театрального дела - 10 тыс. левов, а в 1893 г. - уже 30 тыс. Данную политику продолжил кабинет К. Стоилова. Осознавая важность гражданского и патриотического воспитания, правительство в 1895 г. приняло решение о издании специальной серии книг “Болгарское отечество”.
К концу 90-х гг. XIX в. в болгарском языке установилась единая орфография. Значительно расширился его словарный состав.
В 80-90-х гг. XIX в. происходило становление болгарского искусства. В 1883 г. по инициативе И. Вазова и К. Величкова была создана первая профессиональная театральная труппа. В ее репертуар входили исторические драмы И. Вазова, комедии Мольера и др. В 1895 г. при активном участии К. Величкова, который был не только писателем, но и художником, открылась Государственная школа живописи. В 90-х гг. при столичной театральной труппе начало функционировать оперное отделение.
Формировавшее болгарское искусство являлось в основном эклектичным по своему характеру. Что же касается его содержательной стороны, то c 90-х гг. XIX в. постоянно возраставшее влияние на нее оказывали национальные идеи.
Толчком к появлению в Болгарии организации, представляющей интересы крестьянства, послужила его борьба против десятины. В 1899 г. был учрежден Болгарский земледельческий союз (БЗС) с целью, прежде всего, проведения просветительской работы среди крестьян. Трансформации БЗС в политическую партию во многом способствовало его участие в местных и парламентских выборах. На состоявшихся в 1901 г. выборах в Народное собрание БЗС получил 23 депутатских места в парламенте. Однако представители БЗС в Народном собрании действовали разрозненно, поскольку не обладали единой программой. Решение относительно необходимости изменить характер организации и, соответственно, ее название, было принято на III съезде Союза (1901 г.).
Ключевую роль в утверждении БЗНС в качестве идейно-политической, то есть мировоззренческой, партии сыграл А. Стамболийский (1879-1923). Принципиальные положения разработанной им идеологии БЗНС А. Стамболийский изложил в своей работе “Политические партии или сословные организации”, опубликованной в 1909 г. В конечном итоге, они сводились к следующему: - основу общественного блага составляет сельское хозяйство, в котором задействовано большинство населения Болгарии, следовательно, развиваться должны исключительно те отрасли промышленности, которые связаны с сельскохозяйственным производством; - земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, и обрабатываемый земельный фонд должен быть распределен равномерно; - частная собственность - “движущая сила труда и прогресса”; - путь к улучшению положения сельскохозяйственных производителей - образование и развитие кооперативных объединений; широко понимаемая кооперация - обязательное условие возникновения новых форм гражданской политической организации и морали; - общество делится не на классы, а на сословия (крестьянское, рабочее, ремесленническое, торговое, промышленное, бюрократическое), базисным является противоречие между городом и селом, между городскими сословиями и крестьянством, поскольку крестьянство эксплуатируется “гражданами” (сословная теория); - имеющая место борьба в обществе представляет собой его неотъемлемый элемент, посредством которого возможно достижение общественного равновесия и общественного прогресса.
Институт фискалов и прокуратуры
Одновременно с Сенатом, для тайного надзора за исполнением указав, был учреждён институт фискалов
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений связанных ...
Отмена крепостного права
Наметившийся в XVIII в. кризис крепостнической системы гораздо четче проявляется в первой четверти XIX в. Но это не следует понимать как полный упадок, хозяйство крепостной России приспосабливалось к новым условиям и развивалось.
Все чащ ...
Роль в современном мире
В современном мире Ахмед Яссауи остается великим деятелем истории. В наше время возводятся памятники в его честь и называются улицы. Мудрость Ходжи Ахмеда направляет мусульманскую молодежь на истинный путь, уча их доброте и терпимости. Со ...