Заключение
Крепостничество в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому».
Кроме того, крепостничество консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач.
Ликвидация крепостного права, которое наряду с самодержавием являлось главной опорной конструкцией социального строя России, его административной системы, поставила вопрос о замене прежних институтов и механизмов управления новыми. В связи с этим необходимо было начать преобразование и в других сферах общественной жизни.
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились «перевалом», «поворотным пунктом» российской истории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными революциями, − так осознавали значение этого исторического поворота уже его современники. Ретроспективно оценивая эти важнейшие по своему историческому масштабу события, мы можем уверенно сказать: они знаменовали тот факт, что страна закономерно и неуклонно вступила в мировой процесс модернизации, перехода от традиционного средневекового общества к современным формам общественной жизни.
Политическая деятельность Владимира сына Святослава.
Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и киевскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна, бо ...
Установление в стране культа личности Сталина и его
влияние на развитие общества.
В 30-е годы окончательно оформилась та административно- командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. Процесс преобра ...
Гений или ничтожество?
Чтобы держать в полном подчинении огромную державу, Сталин должен был быть личностью, конечно, злой, негодяйской, палаческой, но крупной. Это же чушь несусветная считать, как это делают некоторые современные прогрессисты, что Сталин был г ...