Внутриполитическое и экономическое развитие ФранцииСтраница 6
В последующие годы Миттеран попытался занять более независимую позицию. В отношениях с США началось заметное охлаждение. Уже в 1991 г. французский президент демонстративно заявил о нежелательности участия США в решении европейских проблем, включая помощь бывшим соцстранам. В 1992 г. Франция и США оказались в состоянии ожесточенной «торговой войны». Идя на встречу антиамериканским настроениям , французское правительство заявило, что наложит вето на любое соглашение ЕЭС с США, которое будет противоречить ее экономическим интересам. Символичным выглядело налаживание в 1992 г. конструктивных отношений Франции с Кубой. Франция критически отнеслась к изменениям в натовской доктрине «гибкого реагирования», решению о формировании многонациональных сил НАТО и перспективе расширения НАТО на Восток. Лишь в 1994 г., когда Миттеран начал постепенно отдавать инициативу голлистам, Франция поддержала программу «Партнерство во имя мира» и активизацию контактов альянса с восточноевропейскими странами. Но в том же 1994 г. в Париже была издана «Белая книга по обороне». Обновленная военная доктрина предусматривала сохранение автономности французского ядерного оружия и защиту зоны национальных интересов. В перспективе французское правительство предполагало создание европейских сил ядерного сдерживания и расширение зоны ответственности вооруженных сил на все европейское пространство. Таким образом, по основным параметрам военно-политическая стратегия Франции вернулась в деголлевским традициям.
Европейское направление оставалось приоритетным для Миттерана. Именно в контексте европейского интеграционного процесса Франция могла сохранить статус мировой державы. Миттеран внес значительный вклад в переговорный процесс о формировании Европейского союза и подписание Маастрихтских соглашений. Ему пришлось преодолеть огромное сопротивление и в самой Франции. Французская политическая элита и все общество раскололись в своем отношении к проекту углубления интеграции. Федералистские настроения объединили представителей СФД, часть ОПР во главе с Валадюром и Шираком, большинство членов СФП и экологистов. Против Маастрихтского договора выступили этатисты из ОПР, левые социалисты из группы Шевенмана, многие коммунисты и лепеновцы. На общенациональном референдуме в сентябре 1992 г. договор о ЕС был ратифицирован с перевесом в 500 тыс. голосов (51 % «за» и 49 % «против»).
Смена политического руководства Франции в середине 90-х гг. первоначально привела к существенной корректировке внешнеполитического курса. Одним из первых шагов Ширака стало снятие моратория на испытания ядерного оружия. Франция активно возобновила интеграцию в военную структуру НАТО, а в начале 1996 г. даже заявила о намерении проводить переговоры о переходе национальных ядерных сил под общее командование. Но после победы на президентских выборах Ширак отказался от атлантического курса. Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и попыталась вновь вернуться к европейским проектам обеспечения безопасности. В 1997 г. Франция поддержала инициативу Германии о превращении ЗЕС в сепаратную западноевропейскую военную систему. Несмотря на сложность этого проекта, Ширак упорно отстаивал его даже перед североамериканскими союзниками.
Всю глубину французско-американских противоречий продемонстрировал югославский конфликт 1998 г. Париж без энтузиазма воспринял военную операцию НАТО и долгое время пытался предотвратить бомбардировки территории Сербии. Уже после окончания кампании американские генералы, не стесняясь в выражениях и эмоциях, публично обвиняли французских союзников в противодействии планам НАТО и, в частности, в длительном использовании права вето при обсуждении бомбардировок центра Белграда. Французская дипломатия, в свою очередь, активно проявила себя в ходе скандальных разбирательств последствий применения американцами в Косово боеприпасов с объединенным ураном.
Ширак продолжил усилия своего предшественника в области европейской интеграции. Несмотря на огромные экономические и политические осложнения, Франция настойчиво стремилась попасть в первую группу стран, формирующих валютный союз. Показательно, что, в отличие от ратификации Маастрихтского договора, это важнейшее решение уже не вызывало сколько-нибудь серьезных дискуссий. Новым аспектом европейской политики Франции в период президентства Ширака стало налаживание сотрудничества с Великобританией и некоторое охлаждение отношений с ФРГ. В целом же европейское направление не стало приоритетным для Ширака. Наибольшую активность он проявил «экономической дипломатии».
Религиозные представления
Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Самыми древними божествами были Род и Рожаницы. Род – бог вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому. Позже – это прозвание Перуна как представителя твор ...
Игры
Турецкое население в основной своей массе не проявляет большого пристрастия к групповым играм: природная степенность и следование религиозным предписаниям являются причиной отсутствия интереса к тому, что в наши дни мы бы назвали расслабл ...
Деятельность Жукова в 1945-1957 годах
Деятельность Георгия Константиновича Жукова - явление необычное в истории. Он вырос в среде великого русского народа, и можно с уверенностью сказать, что этот человек был самородком, вобравшим его лучшие черты. Русский до мозга костей, Г К ...