История » Боевая техника Германии и СССР в 1943 году » Боевая техника СССР. Артиллерия. 122-мм пушка образца 1931/1937 годов

Боевая техника СССР. Артиллерия. 122-мм пушка образца 1931/1937 годов
Страница 1

Первая мировая война показала, какой дорогой ценой Франции, Англии и России пришлось расплачиваться за пренебрежение к тяжелой артиллерии. Рассчитывая на маневренную войну, эти страны сделали ставку на легкую высокоподвижную артиллерию, считая, что тяжелые орудия непригодны для стремительных маршей. И уже в ходе войны они вынуждены были догонять Германию и, наверстывая упущенное, в экстренном порядке создавать тяжелые орудия. И, тем не менее, по окончании войны США и Англия считали корпусную артиллерию вообще ненужной, a Франция и Германия удовлетворялись модернизированными корпусными орудиями конца первой мировой войны.

Совсем иначе обстояло дело в нашей стране. B мае 1929 года Реввоенсовет республики утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929–1932 годы, a в июне 1930 года XVI съезд ВКП(б) принял решение o всемерном ускорении развития промышленности, и в первую очередь оборонной. Индустриализация страны стала прочной основой для производства современной военной техники. B 1931 году во исполнение утвержденной системы вооружения на артиллерийском заводе № 172 изготовили 122-мм пушку A-19. Эта пушка предназначалась для контрбатарейной борьбы, для нарушения управления войсками противника, подавления его тылов, препятствуя подходу резервов, подвозу боеприпасов, продовольствия и т. д.

«Проектирование этой пушки, рассказывает генерал-майор инженерно-технической службы H. Комаров, – поручили конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. B рабочую группу, возглавляемую C. Шукаловым, вошли C. Ананьев, B. Дроздов, Г. Водохлебов, Б. Марков, C. Рыковсков, H. Торбин и я. Проект сделали быстро и сразу отправили чертежи на 172-й завод для изготовления опытного образца. Но тут выяснилось, что проект сделан без учета оборудования завода, и пришлось переделывать рабочие чертежи применительно к технологическим возможностям завода.

По мощности снаряда и дальности стрельбы пушка превосходила все зарубежные орудия этого класса. Правда, она вышла несколько тяжелее их, но большой вес не сказывался на ее боевых качествах, поскольку она была рассчитана на механическую тягу.

От старых артиллерийских систем A-19 отличалась несколькими новшествами. Большая начальная скорость снаряда увеличила длину ствола, a это, в свою очередь, породило трудности при вертикальной наводке и при перевозке орудия. Чтобы разгрузить подъемный механизм и облегчить работу наводчика, мы применили уравновешивающий механизм; a чтобы предохранить ответственные узлы и механизмы орудия от ударных нагрузок при перевозке, – механизм крепления по походному: перед походом ствол отделялся от противооткатных устройств, оттягивался по люльке назад и крепился стопорами к лафету. Исключить закрывание и открывание затвора при неполном соединении ствола c противооткатными устройствами позволял механизм взаимной замкнутости. Впервые на орудиях такого крупного калибра были применены раздвижные станины и вращающийся верхний станок, обеспечившие увеличение угла горизонтального обстрела; подрессоривание и металлические колеса c резиновой ошиновкой обода, позволившие перевозить орудие по шоссе со скоростью до 20 км/час».

После всесторонних испытаний опытного образца A-19 приняли на вооружение Красной Армии. B 1933 году на лафет этой пушки наложили ствол 152 мм пушки образца 1910/1930 годов, и на вооружение поступила 152-мм пушка образца 1910/1930 годов, но работы по усовершенствованию единого лафета продолжались. И в 1937 году на вооружение Красной Армии принимаются два корпусных орудия на унифицированном лафете – 122-мм пушка образца 1931/1937 годов и 152‑мм гаубица-пушка образца 1937 года. B этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел c независимой линией прицеливания.

Страницы: 1 2

Детство, юность, образование
Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен ...

О содержании и задачах планирования
В 20-е годы в экономической мысли сложились два основных подхода к пониманию содержания и задач планирования. В значительной степени они были связаны с определением места рыночных механизмов в плановом регулировании государства. Первый из ...

Переводы духовной литературы
Духовную литературу принято делить на каноническую (боговдохновенную или богодухновенню) и апокрифическую (тайную или отреченную). Среди апокрифической, в свою очередь, выделяются верочитная (которую разрешалось хранить и читать, но не в ...