Мемуары как источник истории русского купечестваСтраница 1
Русская мемуарная литература является ценным источником для изучения отдельных исторических периодов, в т.ч. и купечества, т.к. авторы воспоминаний сами были из этого сословия.
Купеческие мемуары, как исторический памятник, прежде всего интересны описаниями быта и нравов той эпохи. Благодаря этому источнику, можно отчетливо представить атмосферу, окружавшую купца в первой половине XIX в., его мировоззрение, семейный уклад, деловую жизнь, что важно с точки зрения экономической истории, и общественную деятельность представителей торгового сословия политические события мало занимали купечество, если, конечно, они непосредственно не затрагивали его интересов, и поэтому слабо освещались в мемуарах. Авторы некоторых воспоминаний, например, Н.Вишняков, А.Волкова, отнюдь не приукрашивали своей жизни, а даже наоборот, критически относились к особенностям патриархального быта и нравов, имевших место в купеческой среде в дореформенный период.
Исчерпывающий материал о жизни, бытовом укладе, нравах и воззрениях среднего купца Николаевской эпохи предоставляет «Сведения о купеческом роде Вишняковых, собранные Н.Вишняковым». Переписка отца автора с женой и детьми, во время его поездок на Нижегородскую ярмарку, сохранившаяся в семейном архиве дает полное представление о личности главы дома, о взаимоотношениях в семье и ее частной жизни. «Сейчас от обедни ранней пришли, за чай принимаемси с Саровской просвирой», – писал купец Петр Вишняков в 1841 г. своей жене с ярмарки. «Вы, мой друг, всегда только мне говорите, чтобы я чай берегла, а того не скажете, что у нас семейка», – укоряла Анна Сергеевна Вишнякова своего супруга [13].
В них содержатся детские воспоминания автора, о жизни матери и старших братьев после смерти отца. Большое место в мемуарах отводится взглядам представителей купечества на воспитание, образование детей, отношению к общественной деятельности и к обществу в целом. «Наука плохо кормит, а в чиновники идти не к лицу: зазорно состоятельному купеческому сыну записываться в чернильные крысы. Вовсе дело не в учености, а в доброй нравственности, да благочестии, да послушании воле старших», – так излагал Н.Вишняков в своих «Сведениях» взгляды родителей и, вероятно, большинства из торгового сословия [13]. Кроме того, повествуется и о характерном для купеческой среды того времени явлении: о разделе имущества после кончины отца, дроблении рода и о прекращении существования единой, монолитной семьи, которая еще недавно была скреплена непререкаемым авторитетом и властью главы. «С наступлением 1854 года две ветви нашего семейства разделились бесповоротно навсегда», – с сожалением констатирует мемуарист.
Жизни той же самой семьи в 50-х гг. XIX века посвящены «Воспоминания детства» А.И.Волковой, дочери старшего сына П.М.Вишнякова, Ивана. Эти мемуары в некоторых местах перекликаются с предыдущими наряду с описанием патриархального уклада старинного купеческого дома, особое внимание автор уделила картинам своего детства, которое было наполнено страхом перед отцом и озлобленностью по отношению к членам семьи. «Я едва сидела за столом от страха, что отец меня будет сечь за какую-то детскую шалость», – вспоминает Волкова [13].
О семье, отличавшейся более передовыми для своего времени и сословия взглядами рассказывает «Семейная хроника Крестовниковых», которая проникнута любовью автора к своему детству, отрочеству. Жизнь в этой семье была далека от представлений о купеческих нравах и быте, сложившихся в обществе с легкой руки А.Н.Островского. То же можно сказать и применительно к семейству Найденовых, которое, судя по воспоминаниям Н.Найденова, придерживалось довольно либеральных взглядов: даже женщины в этой семье имели образование: «Сестра, была отдана в пансион И.И.Бельфельд; а затем переведена в Петропавловское женское училище, меня же обучала первоначально мать»; и все в ней, по определению автора, «жили душа в душу» [13]. Но почтение к старшим и старине, замкнутость и необщительность, характерные для большинства купеческих домов Москвы, были присущи и им.
Вторая русско-турецкая война 1787-1792 годов
13 августа Порта официально объявляет войну России, требуя возвращения Крыма. Еще до получения этого известия Потемкин принимает меры предосторожности. 18 августа следует его ордер Суворову в Херсон — усилить бдительность и наблюдать все ...
Реформа в армии
Потемкин оставил о себе добрую память и среди солдат, введением новой военной формы. Весной 1783 года он подал императрице записку с обоснованием необходимости избавить солдат от одежды, стеснявшей движения, плохо защищавшей тело от непог ...
Власть и казачество
Вольная община донских казаков образовалась в первой половине XVIв. В это время казаки заняли среднее и нижнее течение Дона своими «городками» и «зимовщиками» и создали правильную военную организацию с войсковой столицей в Раздорах (с 164 ...