Заключение.
Карл Великий - несомненно, фигура неоднозначная. Противоречивы его земельные реформы. С одной стороны, Карл не сделал здесь ничего нового - практика бенефициальных дарений существовала со времени правления Карла Мартелла, но именно при Карле достигла того размаха, который позволил усилится магнатам и приобрести иммунитет. Существует и ещё одно противоречие. Действия Карла Великого как бы подготовили почву для развития феодализма, да и при самом Карле уже существовала практика вассальных отношений. Феодальное общество - аграрное, сельское, с неразвитой торговлей, при Карле же, как уже было сказано, города процветали, а торговля была хорошо развита. Упадок роли городов и торговли, аграризация общества, усиление личных связей, наблюдаемые при феодализме, можно рассматривать как некоторую деградацию, следовательно, действия, приведшие к этой деградации - в том числе и действия Карла - можно назвать негативными. С другой стороны, во времена Карла неразвитость производства делала раскол на производящий и управляющий классы, на зависимых крестьян и сеньоров неизбежным, без него был бы экономический прогресс, о котором нами было сказано.
Другой аспект деятельности Карла - культура. С одной стороны, "Каролингское возрождение" - скачок вперёд по сравнению с культурой во времена, например, того же Карла Мартелла. С другой стороны, "Каролингское возрождение было лишь итогом серии мелких возрождений, которые после 680 года дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а так же в Йорке, Павии и Риме. ( .) оно не было новаторским. Принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой "в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, пению, счёту, грамматике и заботились о переписке книг". Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сибесут. ( .) Каролингское возрождение было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперёд, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться" [17].
[1] А.Я.Гуревич, "Категории средневековой культуры", М., "Искусство", 1984, стр. 139.
[2] См. "Истории Европы" М., "Наука", 1992, стр. 122.
[3] "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 120.
[4] "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 1990, стр. 101.
[5] Эйнхард, "Жизнь Карла Великого", из Книги: "Историки эпохи Каролингов", М., "Росспэн", стр. 12, 224-225.
[6] "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 121.
[7] См. Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 45.
[8] См. там же, стр. 51-52.
[9] См. "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 2001, стр. 118.
[10] Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 52.
[11] См. "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 122.
[12] См. там же, стр. 124.
[13] Эйнхард, 26, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27.
[14] Жан Флори, "Идеология меча", Спб, "Евразия", 1999, стр. 144.
[15] Там же, стр. 135.
[16] Эйнхард, 25, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27.
[17] Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 121-
123.
Уложенная комиссия
Поддерживая связи с французскими философами, собственноручно подготовляя основные акты своего царствования, Екатерина II шла в фарватере внутренней политики, которую одновременно в Пруссии, Австрии, Швеции и других странах Европы проводил ...
Маньяки ХХ века. Геннадий Михасевич
Российско-украинско-белорусская "святая троица" маньяков - Чикатило, Оноприенко, Михасевич. Причём "героями нашего времени" являются первые двое, а «незаслуженно» забытым по сравнению с ними остаётся белорусский маньяк ...
Волжская Булгария. Золотая Орда
Его племянник Кубрат стал единственным ханом государства Великая Болгария (632-650г.г.), которая прекратила существование после смерти Кубрат – хана. Часть населения ушла на Дунай, другая осталась на своей земле. Третья часть болгар перес ...