ВведениеСтраница 1
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М.М. Сперанского был разработан "план финансов" - о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. - за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая - 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.
Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии - крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей - розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.
Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:
♦ по ведомствам;
♦ по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные - с целью гражданского усовершенствования; избыточные - которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских расходах в дипломатии, украшении дворцов и государственных помещений и т.д.); бесполезные - на предметы для правительства посторонние;
♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
♦ расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;
♦ последним видом расходов назывались - "по степени постоянства", т.е. стабильные и меняющиеся издержки.
Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" - об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.
Министр финансов Е.Ф. Канкрин выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии - до 60 тыс. руб.; второй гильдии - до 30 тыс., третьей - до 7 тыс. руб. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т.е. госструктуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.
Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плательщиков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения: а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т.д.).
Возвышение Хубилая
В то время как Хулагу расширял пределы Монгольской империи на западе, Мункэ разрабатывал планы по завоеванию областей Китая, остававшихся под властью династии Южной Сун. Эти захватнические устремления были отчасти обусловлены набегами сун ...
Религия.
Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов.
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе ...
Сеульское восстание 1882 г
Восстание началось в обстановке крайнего возбуждения, вызванного, с одной стороны, заключением кабального договора с США, а с другой — наступившей засухой. Рисовые поля погибали от палящего зноя; голод в стране казался неминуемым. Сторонн ...