История » Горнозаводская промышленность Урала от Петра I до Екатерины II » Технические аспекты горного дела и влияние его на жизнь рабочего населения

Технические аспекты горного дела и влияние его на жизнь рабочего населения
Страница 3

У рабочих формируется новое отношение к времени. Длительность рабочего года определялась числом рабочих и праздничных дней и состояла к концу XVIII века из 261 рабочего, 52 воскресных и 52 нерабочих торжественных и праздничных дней. Рабочие начинают проводить логические связи между временем работы и заработной платой. Зарождается отличное от традиционного представление о праздниках. Праздник в среде мастеровых уже не имеет какого-то особого сакрального значения, превращается прежде всего в день отдыха[172].

Происходят и изменения в рабочей семье, она тоже начинает отличаться от традиционной крестьянской, уже к началу XIX века видны были её особенности: семья была немногочисленной (около 5-ти человек). В такой семье, если имелся старший сын, то при достижении отцом преклонного возраста, выполнял роль главы семьи, и двор всегда записывался именно на него. В крестьянской семье главой считался всегда старший по возрасту. Рабочая семья была меньше занята в сельском хозяйстве. Хлебопашеством занималась лишь небольшая часть населения. Большинство заводских людей обрабатывали лишь свой приусадебный участок. Главным источником существования являлась заработная плата. Ведением домашнего хозяйства занимались чаще всего женщины и дети, так как мужчины работали на заводе[173].

Уже к концу 30-х годов XVIII века можно было составить определенные представления о качестве жизни рабочих. В 1736 году по поручению В.Н. Татищева была составлена ведомость, где фиксировалось сколько имеет скота население Екатеринбурга. Из анализа этих данных можно сделать вывод, что среди рабочего населения были довольно зажиточные люди, например, у одного заводского подмастерья было 2 лошади, 3 коровы и 2 овцы[174].

Жизнь некоторых рабочих была настолько хорошей, что они даже находили время, силы и средства, чтобы заниматься торогово-предпринимательской деятельностью. В первой половине XVIII века среди торгово-предпринимательской прослойки "мастеровых и работных людей" были уже вполне крупные и преуспевающие дельцы. Например, житель Невьянского завода - Иван Голицын, в 1748 году вёз из Кяхты и Иркутска товаров на 6000 рублей. Семья Харитоновых с этого же завода имела капитал, который позволил ей в 1755 году записаться во вторую гильдию московского купечества.

Эта преуспевающая часть заводских жителей своими успехами вызывала даже волнение местного купечества. Власти Екатеринбурга настаивали, чтобы богатые заводские жители записывались в купечество. А последние в свою очередь этот призыв игнорировали, так как запись в данное сословие накладывала определенные повинности.

Администрация заводов поощряла развитие торговли, защищала эту деятельность от фискального контроля со стороны властей, ведь заводские торговцы снабжали заводы и заводское население предметами первой необходимости, продуктами. Представители торговой прослойки заключали крупные сделки на поставку заводам провианта, соли, сырья[175].

Одним из явлений Урала в XVIII веке, непосредственно связанным с горной промышленностью этого региона было такое явление как разбойничество. Связано оно было с тем, что росло количество беглых рекрутов, ушедших с заводов работников и разорившихся крестьян, которые уже не могли нести свои повинности. Окрестности некоторых заводов весной и летом становились пристанищем "разбойничьих шаек"[176]. Так Р.Г. Пихоя в своей монографии приводит материалы допроса за 1745 год некого Федора Козлова, долго проработавшего на демидовских заводах и однажды встретившего гулящих людей, которые из-за своей нужды (они вопрошали у него: "чем де станешь жить?") убили и ограбили солдат[177].

Интересны религиозные особенности повседневного рабочего Урала. Большое влияние здесь играли раскольники, несмотря на активную борьбу, которая с ними велась. Они, как уже говорилось раньше, активно занимались прежде всего торговлей; кроме этого они сыграли роль в развитии грамотности - в литературе упоминается, что на демидовских заводах некоторыми школами руководили староверы.

Кроме этого фактора был ещё и "народный вариант" православия. На Урале был распространен апокриф "Беседа о трех святителях", где огненная стихия после творения мира оказывается самостоятельной, а в некоторых случаях и противоположной силе бога[178]. Помимо этого имели место и традиционные для русских крестьян суеверия (вера в лешего, в места, где кишит нечистая сила и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4

Хатшепсут – женщина фараон
Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представле ...

Тимур и эмир Хуссейн.
Тимур и Мир Хуссейн окончательно освободили Мавераннахр. Этот двойной триумвират, скрепленный семейными узами (Тимур был женат на сестре Хуссейна), с самого начала выявил несовпадение взглядов двух лидеров. Хуссейн казался более сильным: ...

Старость и уход из жизни
Всю свою жизнь Ахмед Яссауи пытался принести кочевникам свет. Все годы своей жизни он посвятил тому чтобы дать кочевникам духовную мудрость и культуру. На закате своих лет Ходжа Ахмед мог с радостью любоваться плодами своего труда. Благод ...