Учреждение для управления сибирских губерний 1822 г. и реформа управления
Сибирью в 1820-1840-е гг.Страница 1
В результате деятельности на посту сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанским были подготовлены 10 проектов законодательных актов по важнейшим вопросам управления и правового регулирования жизнедеятельности Сибирского края. Они предусматривали реформу территориального и административное устройство Сибири, стимулировали развитие экономики и торговли, упорядочивали характер несения повинностей населением, определяли правовой статус различных категорий населения края (коренных народов, крестьян, казаков, ссыльных и пр.). Вместе эти 10 актов были объединены и получили общее название - «Учреждение для управления Сибирских губерний» 1822 г.
Анализ основных положений «Учреждения для управления Сибирских губерний» позволяет выделить принципы предлагаемых реформ, в частности: усиление надзора за действиями местных органов управления путем передачи надзорных функций одному из центральных органов исполнительной власти; обеспечение единообразия в деятельности различных административных органов с четким разграничением их компетенций; передача некоторой доли автономии в решении дел каждому местному органу; учет местными органами специфики конкретных сибирских областей, в которых они действуют; учет «пестрого» социального состава сибирского населения в деятельности управленческих структур различного уровня; создание малозатратного и оперативно действующего управленческого аппарата, сочетающего деятельность государственной администрации с включением в реализацию ее компетенции местного самоуправления различных категорий населения края и, особенно, родового управления коренных сибирских народов.
В соответствии с «Сибирским учреждением» 1822 г. регион разделялся на Западную и Восточную Сибирь. Западную Сибирь составляли губернии: Тобольская и Томская, а так же Омская область; Восточную Сибирь - губернии: Иркутская и Енисейская, область Якутская, причем к Иркутской области принадлежали так же Приморские управления, в том числе: Охотское и Камчатское, и Троице-Савское пограничное управление. Губернии и области разделялись на округа, а те, в свою очередь, на волости и инородные управы. Управление Сибири в соответствии с этим делением имело четыре звена (степени): 1) Главное управление; 2) Губернское управление; 3) Окружное управление; 4) Волостное и инородное управление. Главное управление составляли генерал-губернатор и Совет. Учреждение Советов стало важной особенностью проводимой реформы.
Основная задача Сперанского заключалась в установлении законности в управлении. Решение ее реформатор видел в создании управленческой и законодательной системы, которая положила бы конец злоупотреблениям и произволу. При этом генерал-губернаторская власть должна была стать, прежде всего, органом надзора. На губернском уровне образовывалось «главное губернское управление» во главе с губернатором, при котором формировался Совет с компетенцией осуществления общего надзора за действиями нижестоящих, окружных, управленческих структур. Учреждение для управления Сибирских губерний» включало разделы, регламентирующие компетенцию генерал-губернатора по управлению различными категориями населения края, и предусматривало создание соответствующей системы административных органов.
Принцип царского самодержавия
Самодержавие — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в древнерусской письменности задолго до официального принятия его как титула московских Государей. Первым офици ...
Предпосылки распада СССР:
Теперь же надлежит углубиться в осмотр, непосредственно тех, последних лет существования СССР, точнее последних трех десятков их, где я и постараюсь показать вам причины распада столь сильного государства, как было в то время.
В начале 7 ...
1942
1 января — в Вашингтоне подписана Декларация 26 государств (СССР, США, Великобритания, Китай, Австралия, Индия, Канада, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Новая Зеландия, Никарагуа, Панама, ...