История » Становление российского абсолютизма в XVIII веке » Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти

Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти

Закрепленная в русском государственном праве юридическая неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.

Неограниченность Верховной власти заключается в том, что никакая другая власть не имеет в государстве равенства с Верховной властью, никакая другая власть не имеет возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.

Различие между понятиями верховенства и неограниченности очень емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства». [16]

Важнейшим фактором единения является обязательное исповедание Русским Императором православной веры, веры русского народа, что дает самую сильную связь — религиозно-нравственную — между Царем и народом в России. «Государь, – писал профессор В. Д. Катков, – ограничен рамками Православной Церкви и ответственностью перед Богом».[17]

Самодержавие — нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния.

Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.

Правление хана Бориса (852-889). Принятие христианства
Хан Борис, пытаясь расширить пределы своего государства, был втянут в соперничество крупнейших христианских стран Европы того времени: Византийской империи, Восточно-Франкского королевства и Великой Моравии. Заключив союз с Византией (85 ...

Куйбышев
Город областного подчинения, районный центр, находится в 315 км к западу от Новосибирска, на берегах реки Омь, на Барабинской низменности. Недалеко от города, на Транссибирской магистрали, есть железнодорожная станция Каинск-Барабинский. ...

Войны древней Персии с государствами. Военные действия с Грецией
На первых шагах военной истории греки действовали своими главными силами в составе фаланги. В военном отношении фаланга — прежде всего тактическое целое, тактический монолит, в котором нет воли отдельных людей, а есть одна коллективная во ...