Политика Верховного тайного совета. Корректировка
петровских реформ.Страница 8
Возникает, однако, несколько вопросов. Во-первых, какова была реальная ситуация в стране и не старались ли верховники, как считает Анисимов, сгустить краски? Во-вторых, действительно ли осуществленные верховниками преобразования носили контрреформаторский характер и, таким образом, были направлены на разрушение созданного Петром? И если даже так, то означает ли это поворот процесса модернизации вспять?
Что касается ситуации в стране, то для ее характеристики стоит обратиться к монографии П.Н. Милюкова "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого". Даже при том, что многие его данные впоследствии были оспорены позднейшими исследователями, в целом нарисованная им картина экономического кризиса, думаю, верна. Между тем столь детальная, основанная на числовых данных, как
в книге Милюкова, картина не была известна верховникам, основывавшим свои суждения главным образом на доношениях с мест и сведениях о количестве недоимок. Поэтому для примера целесообразно обратиться к такому документу, как отчеты А.А. Матвеева о его ревизии Московской губернии, где, как можно предположить, положение были не самым худшим. "В Александровой слободе, - писал Матвеев, — всех сел и деревень крестьяне податьми дворцовыми через меру их гораздо неосмотрительно от главных правителей слободы той обложены и отягчены; уже множество беглецов и пустоты явилося; и в слободе не токмо в селах и деревнях не крестьянские, но нищенские прямые имеют свои дворы; к тому ж и не без нападочных тягостей к собственной своей, а не ко дворцовой прибыли". Из Переславля-Залесского сенатор сообщал: "Непостижимые воровства и похищения не токмо казенных, но и подушных сборов деньгами от камерира, комиссаров и от подьячих здешних я нашел, при которых по указам порядочных приходных и расходных книг здесь у них отнюдь не было, кроме валяющихся гнилых и непорядочных их записок по лоскуткам; по розыску ими более 4000 налицо тех краденных денег от меня уже сыскано". В Суздале Матвеев казнил копииста камерирской конторы за кражу более 1000 рублей и, наказав многих других чиновников, доносил в Петербург: "В здешнем городе великое со дня на день умножение из крестьян нищеты, человек по 200 и больше, и отовсюду их, крестьян, в низовые городы побег чинится многочисленный от всеконечной их скудости, подушного платить нечем. Крестьяне синодальной команды подают прошения об обидах и излишних сборах сверх положенного на них подушного1 оклада". "Облегчение в платеже подушных денег, вывод военных команд, - - писал, комментируя эти документы, С.М. Соловьев, — вот все, что могло сделать правительство для крестьян в описываемое время. Но искоренить главное зло -стремление каждого высшего кормиться за счет низшего и на счет казны — оно не могло; для этого нужно было совершенствование общества, а этого надобно было еще ждать"1^.
В деятельности правительств Екатерины I и Петра II, главной целью которой, как уже говорилось, был поиск денежных средств для поддержания жизнеспособности государства, можно выделить следующие взаимосвязанные направления: 1) совершенствование налогообложения, 2) преобразования административной системы, 3) меры в области торговли и промышленности. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Как явствует из материалов обсуждения вопросов, связанных с подушной податью, в Сенате и Верховном тайном совете, члены первых послепетровских правительств основной порок податной реформы Петра видели не в самом принципе именно подушного обложения, но в несовершенном механизме сбора подати, во-первых, не дающем возможности оперативно учитывать изменения в составе плательщиков, что вело к обнищанию населения и росту недоимок, а во-вторых, в применении воинских команд, что вызывало протест населения и понижало боеспособность армии. Критику вызывало также размещение полков в сельской местности с возложением на местных жителей обязанности строить полковые дворы, что также делало их повинности непосильными. Постоянный рост недоимок вызывал серьезные сомнения в возможностях населения платить подати установленного Петром размера в принципе, хотя эту точку зрения разделяли не все верховники. Так, Меншиков, как пишет Н.И. Павленко, считал, что размер подати не обременителен и "это представление прочно укрепилось в голове князя еще шесть лет назад, когда правительство Петра I обсуждало сумму подати". Меншиков "остался верен убеждению, что достаточно уменьшить число подьячих и рассыльщиков всякого рода,., ликвидировать в уездах полковые дворы, взимавшие подушную подать, и разместить солдат в казармах городов, как среди поселян наступит благоденствие". Поскольку именно Меншиков был наиболее авторитетным из членов совета, его мнение в конечном счете и возобладало.
Правление царя Симеона (893-927)
Новый болгарский правитель отличался образованностью, энергичным характером и упорством в решении поставленных задач. В молодости Симеон десять лет провел в Константинополе, где получил прекрасное образование, изучил византийские законы, ...
Создание Верховного тайного совета.
Вступив на престол, Екатерина продолжала осыпать «милостями» гвардейцев. За спиной Екатерины стояли вельможи, вначале фактически правившие за неё, а затем и юридически закрепившие власть в стране.
Среди основных вельмож не было единства. ...
Вторая Мировая война и страны Магриба
Накануне второй мировой войны Алжир, Тунис, Марокко, Ливия были заповедным полем и объектом конкурентной борьбы империалистических держав. Владевшая Ливией Италия с начала 20-х годов предъявляла претензии Франции, господствовавшей в остал ...