История » Крестовые походы - военно-религиозная акция » Клермонский собор и первый крестовый поход

Клермонский собор и первый крестовый поход

Уже папа Григорий 7 призывал к походу против турок и сам хотел встать во главе его, но ему помешала борьба с Генрихом 4. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему. В 1095 г. В Клермоне , в Средней Франции ,происходил церковный собор. По окончании деловой части собора папа выступил перед огромными толпами ,прибывшими отовсюду в Клермон. Он призывал отправиться крестовый поход на “освобождение гроба господня”,но не забыл упомянуть о богатой добыче ожидавшей “освободителей на Востоке. Приведем с некоторыми сокращениями его речь:

“Поскольку вы обещали Богу, как сыны его, энергичнее обычного поддерживать в вашей среде надлежащий мир и еще добросовестнее соблюдать права церкви, вам следует потрудиться над тем, чтобы обратить силу вашей ревности еще на какое-либо другое божье и ваше дело. Здесь необхо­димо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашим братьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей неоднократно обещанной им помощи. На них обруши­лись, как об этом большинству из вас уже сообщено, турки и арабы, которые добрались вплоть до Средиземного моря, до того места, которое зовется “рукой Св.Георгия”, у самых гра­ниц Романии. Продолжая производить дальнейшие захваты земель этих самых христиан, они одержали верх над ними, нео­днократно разбили их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, а империю опустошили. И если вы спокойно опустите еще в течение некоторого времени все эти насилия, они одолеют много большее количество преданных Богу людей.

Поэтому и обращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а Господь, чтобы вы, глашатаи христовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, как пеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременно посодействовали восточным христианам в изгнании из преде­лов христианского мира той негодной породы людей. Говорю это присутствующим, поручаю передать это отсутствующим. Ведь Христос повелевает это.

Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабите­лем. Пусть ныне ведут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времени сражался против братьев и соплеменников. Да получат ныне вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто, не щадил себя во вред и телу, и душе. Кто здесь горес­тен и беден, там будет богат; кто здесь недруг Богу, там станет другом ему. Пусть идущие во Святую землю не медлят, но сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевые издержки, по прошествии зимы, в ближайшую весну с Богом бодро выступят в путь”.

Церковь предоставила крестоносцам целый ряд важных льгот .Их имущество и семьи находились под охраной церкви на время их отсутствия .Кроме того, лицо, принявшее крест, освобождалось от уплаты налогов на время участия в походе. Крепостные отправившиеся в поход ,освобождались от власти своих господ .

По почину папы были отправлены проповедники крестового похода по всем странам Западной Европы. Возбуждение ,которое они вызвали повсюду, было не меньшим чем на Клермонском соборе.И уже в следующем (1096) году крестоносные ополчения отправились в поход.

Политические процессы 30-50-х гг.
По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам и беспартийным ...

Расцвет и излом в истории России.
Хотелось бы начать с выдержек из статьи «Об историко-социологической концепции Александра Солженицына» Владимира Дьякова, в которой он кратко излагает своё видение позиций известнейшего публициста и общественного деятеля. Солженицын убеж ...

Культура "темных веков" (XI-IX вв.)
Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже че ...