Становление советской системы управления в первый
год советской властиСтраница 1
Удачный захват власти в России в октябре 1917 г. и распространение ее на большую часть страны побудили большевистское руководство во главе с Лениным предпринять решительные действия по укреплению своих позиций. Новое советское правительство первоначально не имело каких-либо реальных рычагов воздействия на всю систему управления страной. Направления эмиссаров на места, овладение линиями связи, налаживание системы передачи приказов из центра и контроль за их исполнением стали первоочередными задачами послеоктябрьского периода. Очень скоро они поняли, что их собственные иллюзии об «уничтожении буржуазного» государства и его репрессивных органов несбыточны. Они быстро прекратили опыты с рабочим самоуправлением, добровольным формированием новой армии и «всеобщим вооружением трудящихся», то есть с теми лозунгами, с которыми они пришли к власти.
Чтобы закрепиться у власти, им требовалась действенная репрессивная машина. Вот почему столь быстро были сформированы милиция, чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, система трибуналов. Основой новой власти стала система Советов в центре и на местах, где она осуществлялась с массовыми организациями трудящихся: профсоюзами, фабзавкомами. Верховным органом власти был Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Совет Народных Комиссаров был ответствен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК, которым принадлежало право контроля и смещения правительства.
Наиболее характерной и отличительной чертой новой власти было соединение законодательной и исполнительной власти. ВЦИК через созданные им отделы руководил соответствующими отраслями государственного строительства и политической жизнью страны. Совет Народных Комиссаров, получивший право проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией непосредственно, т. е. без предварительного рассмотрения во ВЦИК (под условием ответственности перед ВЦИК), приобретал право законодательной инициативы. Создание нового и слом старого аппарата власти совершались параллельно.
Вслед за свергнутым Временным правительством подлежали ликвидации старые органы его власти на местах, а также различные организации буржуазно-помещичьих классов: комитеты безопасности, общественные комитеты. Были ликвидированы Канцелярия Временного правительства, Главный экономический комитет и совет при Временном правительстве, Канцелярия для принятия прошений на высочайшее имя.
Власть Советов утверждалась в губерниях, уездах, волостях и селах. 24 декабря была опубликована инструкция о местных Советах, устанавливавшая их структуру, права и обязанности по отношению к центральным органам и избирателям. При Советах создавались отделы для руководства хозяйственной и культурной жизнью. 14 ноября ВЦИК утвердил «Положение о рабочем контроле», проект которого написал Ленин. Установление контроля рабочих над производством и распределением промышленной продукции было важным шагом на пути к национализации промышленности. Для ликвидации послевоенной разрухи и улучшения экономического положения страны имел вопрос о демобилизации промышленности, т. е. о переводе военных заводов на производство предметов потребления.
На заседании Совнаркома 27 ноября в одном из пунктов ленинского проекта постановления об организации особой комиссии для проведения в жизнь социалистической политики в экономической области.2 декабря ВЦИК и СНК приняли декрет о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) - органа регулирования экономической жизни молодой республики. 14 декабря ввиду саботажа банковских дельцов по распоряжению Советского правительства отрядами рабочих и красногвардейцев были заняты все банки и кредитные учреждения Петрограда. В тот же день ВЦИК принял декрет «О национализации банков».
Для борьбы с контрреволюцией был создан специальный орган при СНК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК). Во главе ее партия поставила испытанного большевика-ленинца Ф. Э. Дзержинского. Защита социалистического государства была невозможна без создания сильной военной организации. Проведенная в первые же недели после Октября демократизация армии, а затем ее демобилизация явились советской формой слома старой армии. Одновременно велись поиски путей создания новых вооруженных сил. 15 января 1918 г. Совнарком принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января - декрет об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
Итоги выборов в Учредительное собрание предопределили его судьбу: состав депутатов (из 715 человек было 175 большевиков, 40 левых эсеров, 86 представителей от национальных групп; остальные принадлежали к правым эсерам и меньшевикам), 7 января, на заседании ВЦИК, большинством голосов был принят декрет о роспуске Учредительного собрания. До октября большевики выступали горячими сторонниками свободы печати.
Социальная политика.
В области социальной политики петровское законодательство следовало, в принципе, той общей тенденции, которая наметилась в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 года, в тот период не только не изменилось ...
Историки Греции IV века.
Исторический жанр был представлен прежде всего известным историком Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг.). Он происходил из состоятельной семьи, получил прекрасное образование, учился у Сократа. Основная историческая работа Ксенофонта, ...
Городская, судебная, военная реформы
Развитие капиталистических отношений, отмена крепостного права вызывали необходимость изменение всей судебной системы страны, ее демократизации. Судебная реформа готовилась на протяжении 5 лет. Она закрепила новые основы судебного строя, ...