Причины кризиса полисной системы Древней Греции.Страница 2
), союзники - в подданных. Во-вторых, Афины активизировали военную и дипломатическую деятельность в Восточном Средиземноморье против Персии. В-третьих, большое значение отныне приобретает в политике Афин сама Греция - ее центральная часть и Пелопоннес. В современной литературе, очевидно, справедливо указывается, что афинская внешняя политика того времени производит впечатление несбалансированности, отсутствия четкой перспективы и выделения главного. К этому, по-видимому, следует добавить, что цели, которые ставили себе афиняне, отнюдь не всегда соответствовали тем средствам, которыми они располагали. Все более входя во вкус они практически из обороняющихся стали превращаться в захватчиков. Как в старой китайской сказке (на основе, которой снят и мультфильм и кино) Афины не смогли «победить в себе дракона» и начинают сами становиться драконом. Они залезли в Египет и на Кипр, но потерпели неудачу. Союзные полисы отказались платить форос, поскольку он официально предназначался для войны с Персией. Противники Афин внутри союза делали из факта заключения мира еще более далеко идущие выводы: речь теперь шла уже о роспуске самого союза. Афинам с большим трудом удалось справиться с этим кризисом и сохранить союз: противники союза объявлялись мятежниками, и против них посылались карательные экспедиции.
Афины начинают насаждать своих людей в подведомственных полисах наделяя их земельными наделами, так называемых клерухов
. Естественно эти кусочки земли были не самыми худшими.
Усилило падение нравов и дальнейшее развитие кризиса греческих полисов братоубийственная война за гегемонию в греческом мире, так называемая Пелопоннесская война. Основными соперниками в ней выступили Афины и Спарта. Два государства совсем недавно бок о бок отстаивавшие свободу и независимость эллинов схватились в мертвой хватке за право диктата своей политики.
Первый период Пелопоннесской войны (431-421 гг.) обычно называется Архидамовой войной (по имени спартанского царя, руководившего пелопоннесской армией). Начальные годы войны, казалось, подтвердили правильность выработанной обеими сторонами стратегии. Спартанцы регулярно вторгались в Аттику и разоряли ее поля. Афинский флот курсировал вокруг Пелопониеса и наносил достаточно чувствительные удары по побережью. Однако вскоре стала ясна бесперспективность подобных действий. Спартанцы так и не смогли заставить афинян покинуть свои укрепления, а афинскому флоту не удалось задушить блокадой Пелопоннес. Правда, Афины постигло большое несчастье: скопление в городе множества людей, пришедших с полей под защиту городских стен, вызвало здесь тяжелую эпидемию (видимо, чумы), жертвой которой пал и Перикл. Но еще важнее было другое: Перикл не смог предусмотреть одного последствия разработанного им плана - реакции аттических крестьян, с городских стен смотревших, как враг топчет их поля, уничтожает посевы, сжигает дома. Ранее достаточно монолитная основа афинской демократии стала разрушаться, все сильнее звучат требования мира, причем раздаются они со стороны не только крестьян, но и некоторых аристократов. Настроения аттических крестьян прекрасно выразил Аристофан, герой комедии которого "Мир" (поставлена на сцене в 421 г.) призывает (ст. 551-555):
Услышь, народ! Велим мы земледельцам всем, Орудья снарядивши, выходить в поля.Бросьте щит скорей, и дротик, и проклятое копье!Воздух здесь наполнен миром, плодоносным и хмельным.Все спешите на работу в поле, с песнями, вперед!
Напротив, городской демос склонялся к тому, что войну следует вести более решительно и жестоко. Выразителем этих радикальных настроений стал Клеон. Под его руководством союзники одержали блестящую победу под Пилосом, ставшим важным опорным пунктом Афин в Мессении - самом опасном месте Пелопоннеса, где всегда можно было ожидать восстания илотов. В Спарте также стали осознавать необходимость воевать по-иному. Инициатором более активных действий здесь выступил Брасид, который воспользовался недовольством властью Афин среди городов Фракии - членов Афинской архэ и, пройдя через всю Грецию, неожиданно оказался на Халкидике, где поднял полисы против Афин. Переход Халкидики на сторону спартанцев был очень тяжелым ударом по Афинам, в общем столь же серьезно осложнившим их положение, сколь захват Пилоса осложнил положение спартанцев. Для организации сопротивления афиняне отправили на Халкидику Клеона, войско которого было разбито в решительном бою под Амфиполем; оба полководца - Брасид и Клеон - погибли. Усталость от войны, тяжелые потери обеих сторон, отсутствие какого-либо перелома в военных действиях, наконец, гибель наиболее авторитетных сторонников продолжения войны - все это побудило начать переговоры о мире, который был заключен в 421 г. (так называемый Никиев мир). Никиев мир не решил тех проблем, которые породили войну. Дальнейшая ненасытная авантюристическая политика Афин была направлена на поход в Сицилию. Афиняне плохо знали ситуацию в Сицилии и оказались неподготовленными к тому, что большинство тамошних греков выступили против них единым фронтом; не предусмотрели Афины и возможности вмешательства Спарты. Наконец, сильное воздействие на ход событий имела внутриполитическая борьба в самих Афинах. Одним из руководителей похода был назначен Алкивиад, происходивший из старого аристократического рода, стоявший тогда на позициях радикальной демократии, но видевший в ней только средство для личного возвышения. Еще накануне отплытия эскадры на Сицилию в городе кто-то повредил гермы - изображения бога Гермеса, причем подозрения пали на Алкивиада и его друзей. Вызванный из Сицилии в Афины по "делу гермокопидов" (т. е. разрушителей герм, против которых возбудили судебный процесс) Алкивиад, понимая, что его политические противники расправятся с ним, бежал в Спарту. Он выдал противнику все планы Афин, помог им сориентироваться в обстановке и настоял на отправлении войска в Сицилию. Сицилийская экспедиция, которая продолжалась с 415 по 413 г., закончилась для афинян грандиозной катастрофой: погибли весь флот (200 триер) и 12 тыс. человек. Плененных воинов - афинян и союзников - сиракузяне обратили в рабство и частично отправили в каменоломни; общее число взятых в плен Фукидид определяет в 7 тыс., хотя оговаривает, что точные цифры указать трудно. Далее мы можем наблюдать совсем ужасные и шокирующие вещи. Алкивиад выступает советчиком у спартанцев, последние в свою очередь идут на поклон к персидскому царю для того, чтобы занять денег для борьбы с Афинами. Деньги становятся престижной формой богатства, наряду с земельными владениями. Более того, ряд землевладельцев предпочитали продавать земельные участки, чтобы иметь наличные деньги: их было легче скрыть от налогообложения и взоров сограждан в смутные времена, их отдавали в рост и получали без хлопот неплохие проценты, легко делили среди наследников и т.д. В IV в. до н.э. появляются богачи, располагающие внушительными капиталами в несколько десятков талантов, в то время как в V в. до н.э. таких было единицы. Теперь среди богачей были не только знатные граждане, но и метеки, иностранцы, не имеющие гражданских прав, как правило, занимающихся ремеслами и торговлей, люди предприимчивые, энергичные, мало связанные ограничительными правилами, которые накладывались в полисе на граждан (обогащение за счет ростовщичества, некоторых видов торговли и ремесел в ряде полисов считались недостойными гражданина). Самый основной во все времена продукт – хлеб стал предметом спекуляции. Хлебная торговля строго регламентировалась. Привозившие на кораблях большие партии зерна оптовые торговцы должны были продавать его под наблюдением надзирателей мелким торговцам прямо в порту, но не более чем 50 медимнов (около 2 т) в одни руки, и мелкие торговцы должны вести торговлю по установленным правилам. Однако спекулянты находили лазейки и обходили правила продажи. Горожане их люто ненавидели. «Их интересы, - писал Лисий, - противоположны интересам других: они больше всего наживаются тогда, когда при известии о каком-нибудь государственном бедствии продают хлеб по дорогим ценам. Ваши несчастья так приятно им видеть, что иногда они о них узнают раньше всех, а иногда и сами их сочиняют…. Когда вы все более нуждаетесь в хлебе они вырывают его у вас изо рта и не хотят продавать, чтобы мы не разговаривали о цене, а были рады купить у них хлеба по какой ни на есть цене. Таким образом, иногда во время мира они держат нас на осадном положении». Хлебная спекуляция и трудности в обеспечении зерном были источником серьезных внутренних конфликтов в Афинах, вместе с тем они показывали слабые возможности полисной администрации решить этот важный экономический вопрос. Война калечит людей не только физически, но и морально. Человек с мечем (дубиной, мушкетом, ружьем и наконец автоматом) представляет собой машину для убийства. Это винтик власти, который в определенный момент является и судьей и палачем. Он властитель человеческих душ, он милует и карает. Он может взять, то что ему понравилось, он может отобрать силой то, что ему понравилось. Мало того, человек после рек пролитой крови перестает бояться бога. Он святотатствует: грабит храмы и алтари, убивает служащих богов. При этом ничего не происходит, боги его не наказывают. Жажда золота приводила к совершению таких тягчайших, с точки зрения полисной морали, преступлений, как разграбление общеэллинских святынь. В 364 г. до н.э. аркадяне захватили и обобрали храм Зевса в Олимпии, где совершались жертвоприношения во время олимпийских игр. В 356 г. до н.э. фокидяне захватили и вывезли храмовые богатства другой общегреческой святыни – храма Аполлона в Дельфах (10000 талантов). На эти деньги фокидяне смогли нанять армию наемников в 20000 человек. Наемничество уже распространенное явление в греческих полисах. Оружием становится легче зарабатывать деньги, чем трудом. Мало того «новый грек» видит, что сосед обогатился более его, жена соседа ходит в богатой одежде. Вся в золотых украшениях, покупает или обменивает дорогие вещи, продукты, вино. Праздник не прекращается. Становится очевидным – все те, кто во время войны остался у сохи влачат жалкое существование. Скорее на войну! Торговец от прилива золота не успевает поставлять продукты, дорогую утварь, вино. Цена неукоснительно ползет вверх, но все это мелочи. Завтра будут еще трофеи. Скорее на войну! Денежные мешки пухнут еще больше. Поставки для армии – это огромные деньги, которые из общественного кошелька потихонечку перетекают в карманы торговцев продуктами, оружием, скотом, средствами перевоза и передвижения. Мать родна (война) кормит и взращивает новый тип людей: циничных, грубых и беспринципных. Для проталкивания решений можно использовать подкуп граждан. Два-три обола и голос куплен. Не удивляет, что многочисленное число греческих патриотов противостоящих реалиям было подвержено остракизму. Огромное расслоение общества греческих полисов в IV в. до н.э. как с Афинской так и со Спартанской стороны достигают предела. В Афинах в условиях демократического строя удавалось сгладить остроту социального недовольства. Там был установлен жесткий контроль за хлебным рынком, довольно широко раздавались деньги на посещение театральных спектаклей. (Уже в то время власть понимала, чем занимать толпу, отвлекая ее от проблем насущных. Как это знакомо нам сегодня по постоянным концертам попсы.) На богатых граждан были наложены так называемые литургии –
Самостоятельные
рода войск.
Космические войска включают
· Объединение ракетно-космической обороны;
· Государственные испытательные космодромы «Байконур», “Плесецк”, “Свободный”;
· Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. ...
Правление хана Бориса (852-889). Принятие христианства
Хан Борис, пытаясь расширить пределы своего государства, был втянут в соперничество крупнейших христианских стран Европы того времени: Византийской империи, Восточно-Франкского королевства и Великой Моравии. Заключив союз с Византией (85 ...
Анализ причин распада СССР –
Мифы и факты
Проанализировав вышеизложенные причины, я хочу предложить рассмотреть некоторые факты и мифы, которые могут доказать другую точку зрения, а именно ту, что СССР распасться было не суждено и была возможность претерпеть все преобразования бе ...