Планы послевоенного устройства
В 1943 году после Сталинграда и Курска началась высадка союзников в Южной Италии. Рузвельт понял, что он должен заглянуть в более далекое будущее и заняться рассмотрением вопросов послевоенного мира. Надо было осуществить идею о перестройке международных отношений на основе сотрудничества стран с разными социальными системами, на основе учета их законных интересов и достижения согласия по спорным вопросам мирным путем. Желание сохранить после войны добрые отношения с Советским Союзом преобладало в американском обществе. Впервые Рузвельт выступил с проектом декларации о создании международной организации, об ответственности четырех держав (США, Англии, СССР, Китая) за сохранение мира после войны на Квебекской встрече с Черчиллем в августе 1943 года.
Темпы и масштабы экономического роста в годы войны, последовавшего за десятилетием глубочайшего кризиса, были беспрецедентными. В промышленности все отросли работали с полной нагрузкой, безработица исчезла, резко улучшилось положение в сельском хозяйстве.
Возникла идея сохранить эту перспективу бесконечного процветания, укрепляя союз бизнеса и военных кругов с целью поддержания на ходу "постоянной военной экономики". Это полностью совпадало с желаниями военных кругов осуществлять полицейские функции в мире. Уже в 1943 году заместитель военно-морского министра Форрестол призывал к усилению военной мощи с целью установления полного контроля над миром: "У нас теперь в руках сосредоточена огромная сила, и мы должны непременно сохранить ее". Планы послевоенного урегулирования и сотрудничества приходили, поэтому в явное противоречие с такими устремлениями. Настроения в пользу сохранения ориентации всей послевоенной экономической политики на военно-стратегические цели с учетом глобальных притязаний американского империализма были совершенно не двусмысленно выражены в формуле "военная готовность плюс экономическая готовность".
Назывались потери в заработках, которые неизбежно должны последовать за сокращением военного производства и закрытием заводов. Фигурировали цифры ожидаемой в первые же годы после войны безработицы (12 - 16 миллионов человек). Прямо указывалось на возможность повторения сразу же за военным бумом нового 1929 года. В США войну если даже не приветствовали как избавление от хронической депрессии и безработицы, то воспринимали, во всяком случае, как норму.
Значительные сдвиги в социально - классовой структуре общества, происходившие на фоне экономического роста, не могли не вызвать эрозию той массовой базы, на которую опиралась администрация Рузвельта.
Значительная часть профсоюзных лидеров прохладно относилась к перспективе тесного сотрудничества СССР и США в интересах послевоенного мирного урегулирования. Прячась за тезисом скорейшего окончания войны, эта группа настаивала на сепаратном мире с Германией на условиях, прямо противоположных тем, которые были провозглашены Рузвельтом в Касабланке. Формула "реалистического мира" выдвинута в противовес концепции "беззаговорочной капитуляции". В такой обстановке подходила Америка в 1944 году к президентским выборам.
Избирательная кампания 1944 года, развернувшаяся в разгар решающих сражений на театрах военных действий, обернулось для президентом тяжким испытанием. Предстояло избрание на четвертый срок. Чтобы преодолеть этот рубеж, нужно было выдвинуть новые идеи, способные привлечь массы избирателей. Президент заявил, что он обдумывает программу социально-экономических преобразований, которая призвана продолжить эру реформ. 11 января 1944 года в послании конгрессу президент назвал ряд мер, которые должны были способствовать экономической стабилизации, это законодательство о налогообложении, контроля над ценами и т. д.
Главное место в послании было уделено так называемому второму биллю о правах, в котором провозглашалось достижение "нового базиса обеспечения и процветания" для всех американцев "без различия положения, расовой и религиозной принадлежности ". По убеждению Рузвельта, этот базис включал право на полезный труд, право зарабатывать на пропитание, одежду, отдых, право фермеров иметь достаточные доходы, право каждого предпринимателя на коммерческую деятельность в условиях, не ограниченных диктатом монополий, право на "приличное жилище", на образование, на медицинскую помощь, на социальное обеспечение в старости, по болезни, в связи с безработицей и т.д.
Изложенный в форме общих пожеланий второй билль о правах представлял собой перечень далеких целей, но бесспорно мог стать знаменем широкого движения за социальное обновление, что сразу почувствовала реакция, назвав это "опасной химерой". Президент подлил масла в огонь заявив, что угроза безопасности нации находится справа. "Если реакция возьмет верх, то можно будет определенно сказать: хотя мы и разгромили врагов на полях сражений за рубежами нашей страны, здесь мы дали одержать верх духу фашизма".
Международное положение России в начале XIX века
Революционное новаторство европейского управления откликалось в России. Самодержцы стремились отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые политические и иные институты, ук ...
Внешний вид древних славян
Несомненно, характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и на характер.
Суровые погодные условия сформировали и характер самих движений людей. Если более мягкий климат способствует неторопливым, размеренным дви ...
Итоги царствования Екатерины II.
Оценивая правление Екатерины II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.
...