Государственная думаСтраница 1
18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В нём Булыгину поручалось разработать проект закона о новом государственном учреждении, которое и составили бы "избранные от населения люди". 23 мая этот проект был представлен Совету Министров. 19 – 26 июля вопрос о Государственной думе (так было названо новое учреждение в проекте Булыгина) обсуждали на специальном совещании под председательством императора высшие чиновники России. Наконец 6 августа Николай II утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в государственную думу" - документы, устанавливавшие порядок работы общероссийского выборного органа власти. Функции Государственной думы были законосовещательными, т.е. её депутаты могли участвовать только в обсуждении проектов законов, их мнение не играло решающей роли при его утверждении. Ожидания либеральной общественности, надеявшейся на создание в России парламента, не оправдались. Дума, названная в народе "булыгинской", оказалась лишь куцым подобием парламента. Однако детище Булыгина так и не появилось на свет. Когда осенью 1905 г. положение в стране стало угрожающим, Николай II в манифесте 17 октября вынужден был обещать созыв уже не законосовещательной, а законодательной Думы. Таким образом, принцип неограниченности самодержавия был нарушен. Россия становилась страной парламентской.
11 декабря 1905 г. был утверждён избирательный закон. В соответствии с ним устанавливалась очень сложная система выборов в Государственную думу. Все избиратели (в их число не включались женщины, военные и городская беднота) делились на курии – особые группы, принадлежность к которым определялась в зависимости от имущественного и сословного положения. В общей сложности насчитывалось четыре курии: рабочая, крестьянская, городская и землевладельческая. Каждая курия получала право избирать в Думу определённое число депутатов; больше всего депутатов могла выдвинуть курия землевладельцев. 20 февраля 1906 г. было принято "Учреждение Государственной думы" - документ, который устанавливал порядок её работы. Согласно ему, Дума созывалась на пять лет, причём император обладал правом распустить её досрочно и назначить новые выборы. Дума могла принимать законы, государственный бюджет, утверждать штаты государственных учреждений.
I Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. В этот день депутатов принял в Зимнем дворце сам император. Никогда прежде за полтора столетия своего существования главный дворец России не знал такого приёма. Один из его участников вспоминал позднее: "Там и сям можно было видеть группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки, и только изредка среди них можно было заметить мундир. Но над этими буржуазными костюмами доминировало простое платье – крестьянские кафтаны и рабочие блузы… Здесь старый генерал, там бюрократ, поседевший на службе, с трудом сдерживали гнев, наблюдая вторжение в священные залы Зимнего дворца этих новых людей". С речью к собравшимся обратился Николай II. Ликованию либералов не было предела: из уст самого государя прозвучало слово "конституция". Незадолго до открытия заседаний Думы чиновник А.Ф. Трепов был специально командирован в Европу для того, чтобы разузнать порядок работы парламентов. За образец был принят парламент Франции. Депутаты рассаживались в зале в соответствии со своей политической принадлежностью: чем консервативнее был депутат, тем ближе к правой от председателя стороне он выбирал себе место. Отсюда и пошла традиция именовать консерваторов "правыми". Это дало повод одному из наиболее консервативных депутатов В.М. Пуришкевичу как–то заявить, что правее него только стена. На левом краю размещались депутаты-радикалы: социал-демократы и эсеры. Для поддержания порядка в зале присутствовал думский пристав, который по требованию председателя выводил с трибуны или из зала чересчур разошедшихся депутатов. Однако когда началась практическая работа, надежды либеральных депутатов на соблюдение конституционных прав очень быстро растаяли. Правительство сразу же показало, что не намерено относиться к думе как к равноправному партнёру. Оно вносило на её обсуждение законы, абсолютно никакой роли не игравшие в жизни страны. В ответ на это Дума потребовала у правительства предоставить для обсуждения депутатам острейший аграрный вопрос. В то же время председателем Думы депутаты избрали известнейшего либерала профессора Московского университета С.А. Муромцева. Сбылись худшие опасения императора – состав Думы оказался не готов к сотрудничеству с монархией. Это и предопределило судьбу I Думы: 8 июля 1906 г. был опубликован указ о её роспуске.
Учреждение для управления сибирских губерний 1822 г. и реформа управления
Сибирью в 1820-1840-е гг.
В результате деятельности на посту сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанским были подготовлены 10 проектов законодательных актов по важнейшим вопросам управления и правового регулирования жизнедеятельности Сибирского края. Они преду ...
Казанский край в XVII в.
В XVII в. продолжается укрепление Русского государства на территории Ср. Поволжья. Усиливается проникновение сюда русских и освоение ее территорий. В XVII в. начали возрождаться торговые отношения татар со Ср.Азией, Ираном, Индией, Кавказ ...
Тяжелый танк КВ-1
B некоторой степени КВ-1 появился случайно. B тридцатых годах военные и проектное бюро постановили, что будущее за тяжело бронированными танками. Франция и СССР были единственными странами, которым удалось создать такие танки до начала Вт ...