Пелопоннесские войныСтраница 1
Разгром персидских армий на земле Эллады особенно усилил Афинское государство, которое вышло на первые роди в общегреческой политике. Наивысший же расцвет Афин связан с именем Перикла, ставшего во главе демократической партии после смерти Эфиальта.
Перикл был выходцем из знатного афинского рода Бузигов, которые владели наследственными жреческими должностями. Его учителями были философы Анаксагор, Зенон, теоретик музыки и политик Дамон. Конечно, Перикл не был создателем демократической формы правления в Афинах, эта система складывалась столетиями, но именно в годы его правления демократия достигла высшей точки и приобрела законченные формы.
Всей полнотой политических прав в Афинах, как и в других греческих государствах, обладали только мужчины, то есть коренные жители полиса, отслужившие в армии, старше 20 лет. Женщины также считались гражданами полиса, но не имели права не только участвовать в управлении государством, но и выходить за ворота дома без сопровождения. Все вопросы внутренней и внешней политики Афинского государства решались законодательным органом власти – экклесией, народным собранием, в которое входили все граждане полиса. В народном собрании, заседавшем не менее 40 раз в год, происходили выборы должностных лиц, связанных с финансами, а также военных. Все остальные должности распределялись по жребию.
В промежутках между собраниями Афинами управлял буле, совет пятисот, в который входили по 50 выбранных по жребию представителей каждой из 10 фил. Члены буле должны были быть не младше 30 лет. Поскольку число афинских граждан не превышало 40 тыс. человек, каждый из них хотя бы раз в жизни был членом буле. Председатель совета пятисот ежедневно избирался по жребию. Ему вручались ключи от храма, где хранились казна, архив и государственная печать. Если в этот день собиралась экклесия, то он председательствовал на ее заседании. Совет пятисот являлся правительством Афин, руководил текущими делами управления полисом: финансы, строительство флота, контроль за деятельностью должностных лиц, строительство общественных зданий и укреплений, распоряжение государственным имуществом, дипломатические сношения, а также подготовка повестки народного собрания. Экклесия не могла принять решение ни по одному вопросу, который не был предварительно изучен в буле.
Судебная власть в Афинах принадлежала гелиее, суду присяжных. В деятельности суда присяжных мог принять участие любой афинский гражданин. Ежегодно из числа желающих по жребию выбиралось 5 тыс. судей и еще 1 тыс. запасных. В дни судебных заседаний (суд собирался около 300 раз в год) судьи жеребьевкой распределялись по помещениям. Они не могли знать заранее, где будут заседать и какое дело рассматривать, что исключало возможность подкупа. Адвокаты в суды не допускались, и каждый должен был защищать свои интересы сам.
Также в Афинах существовал ареопаг, в который входили представители знатных родов. Членство в ареопаге было пожизненным. До реформы Клисфена ареопаг фактически был высшим органом власти, следил за исполнением законов, мог судить должностных лиц и опротестовывать решения экклесии и буле. Но во времена Перикла ареопаг уже не обладал реальной властью и мог заниматься только уголовным судопроизводством.
Важнейшими выборными должностями в Афинах были посты стратегов и архонтов. Ежегодно назначалось по жребию 9 архонтов – высших должностных лиц в Афинском государстве. Во главе городских властей стоял архонт-эпоним, по имени которого назывался город. Религиозные функции исполнял архонт-басилей. На архонта-полемаха возлагалось командование войском. Коллегия из 6 архонтов-фесмофетов ведала судебной властью. Если во времена Солона и после него, когда эти должности были выборными, за посты архонтов шла ожесточенная политическая борьба, то уже в V веке до н. э. архонты назначались жеребьевкой и утратили свое былое значение. Реальная власть перешла к стратегам. Стратегами назывались члены выборной комиссии, состоявшей из 10 человек, которые управляли армией и флотом. Для занятия должностей архонтов или стратегов существовал довольно высокий имущественный ценз, поэтому эти посты находились в руках афинской аристократии. Архонты и стратеги исполняли свои обязанности 1 год, после чего либо переизбирались, либо входили в состав ареопага.
Вместе с правами афинские граждане имели довольно много обязанностей. Каждый афинянин должен был с 18 до 20 лет отслужить в армии и служить в ополчении во время войны. Афиняне не платили налогов, но обеспеченные граждане принимали участие в литургиях, повинностях по подготовке за свой счет театральных представлений, а также должны были оснащать и набирать экипажи военных судов. Никто не заставлял афинян принимать участие в политической жизни, но уклонение от нее осуждалось обществом. Добропорядочный афинский гражданин должен был приносить жертвы богам, участвовать в народном собрании и заседаниях суда присяжных.
Древние
государства на территории Беларуси в 9 - 13 веках. Основные черты древнего
права. Возникновение древних государств на территории Центральной
и Восточной Европы
На фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), происходили процессы образования классов у славян. Форму общественных отношений, сложившуюся у славян в 7-8 вв. можно назва ...
Зейгарник Блюма Вульфовна
Блюма Вульфовна Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. в маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям сам ...
Основные идеи Парацельса
Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я – иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс [№ 4, с. 23]. Иатрохимия выступает как лекарственная а ...