Об "извечной вражде" русских и украинцев.
В последние годы на Украине появилось немалое число публикаций, в которых старательно и настойчиво пытаются внушить людям мысль о существовании давней, вековечной вражды между украинцами и русскими. Одновременно можно услышать, особенно от некоторых галичан, нарекания на то, что украинцы в восточных областях неприязни к "москалям" должным образом не проявляют. Так выглядит, как будто прежде эта враждебность всегда была, а потом куда-то исчезла, и теперь ее требуется восстанавливать. Соответствует ли такое предположение действительности ? Рассмотрим этот вопрос исторически, опираясь как на малоизвестные широкому читателю, так и на общедоступные публикации.
Начать здесь придется с далекого прошлого, ведь проявления упомянутой враждебности некоторые украинские историки находят еще в древней Руси. Обычно примерами тут служат взятие и разорение Киева войсками князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского в 1169 г. Сами эти факты сомнению не подлежат, но являются ли они свидетельством межнациональных противоречий? Как отмечает Воскресенская летопись: " .грабиша два дни весь градъ, Подоліе и Гору, и монастыри, и Софію, и Десятинную Богородицю, и не бе никомуже помилованія ни отъ кого, и взяша множество именій ." Ни о каких украинцах и великороссах тогда, в середине XII века, никто и понятия не имел, и даже названий таких еще не было: "По смерті Ізяслава II почалася боротьба за Київ між кількома претендентами, і в цій боротьбі вже яскраво виступив національний антагонізм між українцями й великоросами."
До XI века Русь представляла собой централизованное государство, но затем князь Ярослав Мудрый поделил Русскую землю между своими сыновьями, что положило начало периоду раздробленности. Установленный порядок предусматривал, что после смерти старшего князя следующий по возрасту перемещался на его место и т.д. Таким образом, все князья династии Рюриковичей в совокупности владели всей Русской землей, передвигаясь из волости в волость по известной очереди.
Но со временем, когда княжеский род разросся, стали возникать сложности в определении первенства того или иного князя, что влекло за собой междоусобные столкновения.
Именно такой характер имела борьба за Киев между Юрием Долгоруким и Изяславом Мстиславичем, когда сын Владимира Мономаха Юрий воевал со своим племянником, внуком того же Владимира Мономаха Изяславом за обладание киевским великокняжеским престолом, полагая, что приоритет в наследовании принадлежит ему. "Кіевъ мнЂ вотчина, а не тебЂ" , - говорил Юрий Изяславу. Говоря, что такого зла над Киевом не бывало от крещения, летописец признает, что это разорение Киева было более жестоким, чем совершенное войсками Андрея Боголюбского.
Подтверждает это и Густинская летопись:
"Въ лЂто 6711 [1203] .Сіе же взятіе и плЂненіе Кіева злЂйшее бЂ паче всЂхъ прежнихъ плЂненій: нетокмо бо пограбиша въ немъ обрЂтающаяся тогда, связаны въ плЂненіе поведоша люди, и градъ и святую Софію, и вся монастыри огнемъ пожгоша;"
Все эти иногда довольно кровопролитные и разрушительные столкновения представляли собой междоусобные распри среди членов одной семьи, где брат воевал с братом, дядя с племянником, зять с тестем. Например: "Въ лЂто 6643 [1135] Ходи Мирославъ посадникъ изъ Новагорода мирити Кіянъ съ Черниговци, и приде не успЂвъ ничтоже, силно бо възмялася земля Руская: Ярополкъ къ собЂ зваше Новгородець, а Черниговскый къ собЂ, и бишася, и поможе Богъ Олговичю съ Черниговци, и много Кіянъ иссЂче ."
Когда у князя галицкого Владимира возникли проблемы с соседями, он обратился за помощью к своему дяде князю владимиро-суздальскому Всеволоду Большое Гнездо.
Густинская летопись сообщает, что первый правитель объединенной Литвы Миндаугас и вместе с ним многие его дружинники в 1246 г. приняли крещение по православному обряду. Памятник XVII в., Густинская летопись, под 1252 г. повторяет новогрудскую версию: “Въ то жъ лето великій князь Литовскій Миндовгъ коронованъ бысть на кролевство Литовское въ Новогродку, за благословеніемъ папы Инокентія, презъ Генрика бискупа Хелмского, въ Прусехъ кардинала папежского”. Густинская летопись, составленная на Украине, в первой своей части имеет много заимствований из Галицко-Волынской летописи; её автор также находился под влиянием работ Стрыйковского. С возникновением современной историографии уже в конце XIX в. мнения историков о месте коронации разделились, верят сообщению Густинской летописи о коронации 1252 г. в Новогрудке.
Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIX вв.
Первой, как уже отмечалось, к России присоединилась Осетия. В том же 1774 г. османы признали Кабарду составной частью России. За ней постепенно последовали и другие Северокавказские области, тем более, что многие из них поддерживали с Рос ...
Культ личности Сталина в наши дни
5 марта 2008 года, в день 55-й годовщины со дня смерти Иосифа Сталина, лидеры КПРФ возложат венки и цветы к его могиле у Кремлевской стены. Тень "отца народов" к себе влечет не только коммунистов. Половина россиян оценивают его ...
Роль Ольги в формировании дипломатических отношениях.
Во исполнение союзных обязательств Руси по отношению к Византии, русы участвовали в экспедиции греческого флота, направленного против критских корсар; русские гарнизоны размещались в пограничных с халифатом крепостях, создавая заслон п ...