Внутренняя политика Екатерины II после
крестьянской войны.Страница 1
Первая половина 70-х годов – это наиболее тревожное время в период царствования Екатерины: сперва «чумной» бунт в Москве 1771 года, а затем Пугачёвское восстание 1773-1775 годов, которое было самым сильным социальным потрясением за всю историю XVIII века. От подобных, предшествующих восстаний, его отличает массовость, большая организованность и чётко выраженные цели.
Крестьянская война, напугавшая крепостников и императрицу и обнажившая недостатки в военной и административной организации государственной власти, привела к ряду реформ внутри страны. возникла необходимость усилить диктатуру дворянства в центре и на местах, передав в их руки весь администротивно-полицейский аппарат местного управления.
В 1775 году правительство приступило к ликвидации самоуправления и перестройки казацких округов, являвшихся зачастую центрами зарождения народных движений, средоточием постоянного притока недовольных, бунтарски настроенных беглых крестьян. Ограничение вольностей Войска Донского, разгром и переселение Запорожской Сечи, репрессии, обрушившиеся на яицких казаков, переименованных в уральских, должны были ликвидировать почву для возникновения волнений.
В ноябре 1775 года в целях укрепления дворянско-крепостнических органов власти на всей территории России, создания стройной системы раздельно функционирующих органов управления было издано «Учреждение для управления губерниями Российской империи». Этим законодательным актом было введено двухстепенное деление России на губернии и уезды, что обеспечивало единообразную систему в управлении.(Приложение Е). Страна была разделена на 50 губерний, вместо прежних 20. В основу деления был положен чисто количественный критерий – численность населения. Население губернии составляло от 300 до 400 тысяч человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением 20 – 30 тысяч человек. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учёта географических, национальных и экономических признаков.
Административно-полицейская власть принадлежала в губерниях губернатору, назначаемому и смещаемому императором. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Во главе уезда стоял капитан-исправник, выбираемый из местного дворянства; в городах – городничий.
Все финансовые дела передавались Казённой палате. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Судебная система была строго сословной, поскольку для всех сословий создавались свои двухстепенные судебные органы.
Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три гола. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земской суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.
Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.
Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.
В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей).
Апелляционный и ревизионной инстанцией в губерниях стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.
Реформа 1775 года сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казне и лишение чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.
С 1779 года начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 году. В 1782 году Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.
Единственно верный путь.
Что советская империя для нас не только не нужна, она губительна — к этому выводу я пришёл в первые послевоенные годы, в лагерях. Я давно так думаю, уже полвека, не из сегодня. И в “Письме вождям Советского Союза” (1973) я писал: “Цели ве ...
Работа коллегий
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение императора). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуари ...
Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению
По мере освобождения от захватчиков русских земель необходимо было быстро и централизованно восстанавливать и обустраивать их хозяйство и оборону. Все это в совокупности способствовало переходу к новой системе - приказно-воеводскому управ ...