Внутренняя политика Екатерины II после
крестьянской войны.Страница 2
Усиление государственного аппарата должно было гарантировать самодержавие от повторения событий 1773-1775 годов. Не утихающие народные волнения XVIII века не могли разгореться до масштабов крестьянской войны и обычно ограничивались рамками нескольких уездов, встречая яростный отпор всегда готового к их подавлению дворянско-крепостнического государства.
В 80-х годах XVIII века административные и судебные учреждения были введены на территорию Украины, Эстонии, Латвии, Башкирии. Ликвидация местных особенностей политического устройства уменьшала изолированность этих районов от прочих областей России и в то же время увеличивала зависимость новых учреждений от центральной власти. С другой стороны, эта мера создавала более благоприятные условия для проникновения русского дворянства в Прибалтику и особенно на Украину.
Политику укрепления позиций дворянства увенчала жалованная Екатериной в 1785 году «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства». В ней были не только повторены все личные права дворян (освобождение от податей, телесные наказания и так далее), закреплены политические и экономические привилегии (исключительное право владеть землёй и крепостными, освобождение от государственной службы), но и предоставлены новые. Класс крепостников получил корпоративное устройство, право избирать уездных и губернских предводителей дворянства, представлявших интересы дворянского общества перед губернатором и даже перед императрицей.
Расширение привилегий дворянства имело своим следствием дальнейшее разорение народных масс, усиление помещичьего произвола и насилия. Один из современников отмечал, что «правосудие безнаказанно продавалось за деньги: около 20 олигархов разделили между собой Россию под покровительством фаворита: они или сами грабили государственные доходы, или предоставляли грабить другим и оспаривали друг у друга добычу, захваченную у несчастных»13
В том же 1785 году была опубликована жалованная грамота городам, полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». «Грамота» закрепляла сословную структуру населения города, делила население на 6 сословных разрядов. Первый разряд «настоящих городовых обывателей» составляли все те, кто имел в городе недвижимое имущество, даже если они были дворянами, чиновниками или духовными лицами. Во второй разряд входили гильдейские купцы, в третий – цеховые ремесленники, в четвёртый – иногородние и иностранцы, в пятый – именитые граждане, то есть крупнейшие купцы с капиталом, превышавшим 50 тысяч рублей. К именитым гражданам принадлежали также учёные, художники, «музыкосочинители». Наконец, в 6 разряд входила остальная масса городского населения, которая кормилась «промыслом, рукоделием или работою».
Несмотря на то, что реформа не охватила всего городского населения, она всё же расширила состав горожан, включив в их состав не только лиц, тянувших городское тягло, но и представителей свободных профессий, а также землевладельцев, живших в городе. В этом отношении, реформа, отражала процесс обуржуазывания части дворянства, вовлечения землевладельцев в торгово-промышленную деятельность.
Жалованная грамота вводила сложную систему органов городского самоуправления: собрание градского общества, общую градскую думу и шести гласную думу. Для участия в собрании градского общества был установлен высокий имущественный ценз. Не только лица, принадлежавшие к шестому разряду, но и цеховые ремесленники не получали права участвовать в созывавшихся один раз в три года собраниях градского общества, на которых избирались городской голова и прочие административно-судебные власти городского самоуправления. Таким образом, основные выборные посты находились в руках богатой верхушки купечества.
Общая градская дума состояла из выборных представителей и свои полномочия получала не от собрания градского общества, а от граждан всех 6 разрядов. Её исполнительным органом была шестигласная дума, в которую входили городской голова и 6 гласных – по 1 от каждого из шести разрядов. Шестигласная дума должна была ведать городским хозяйством города, его благоустройством. Однако на деле права органов городского самоуправления были ограниченными, их деятельность находилась в полной зависимости от губернаторов и городничих.
Политическое и экономическое закабаление Ирана. Политическое и экономическое закабаление Ирана в последней
трети XIX – начале XX века.
Раздел страны на сферы влияния
ира
Со второй половины XIX в. обостряется борьба империалистических держав за Иран. Наиболее остро она развернулась между Англией и Россией, завоевавшими уже достаточно прочные позиции в этой стране.
Иран постоянно являлся центром ожесто ...
Место белого движения в общем противо-большевистском
потоке и его организационная структура
В целом можно выделить четыре наиболее боеспособных группы:
1) войска бывших союзников по первой мировой войне вместе с чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918 г.;
2) казачество;
3) армии, организованн ...
Меры веса
В конце Х в. в Киевской Руси развитие торговли разнообразными товарами требовало использования различных мер веса.
В литературных источниках XI - XV вв. упоминаются следующие меры веса: берковец, пуд, гривна, гривенка, золотник, с XIII в ...