История » Политические представления древних греков » Полис как форма государственной организации древних греков

Полис как форма государственной организации древних греков
Страница 3

С середины VII в. до н.э. начинается второй этап становления классовых отношений. Он был обусловлен интенсификацией экономического развития, успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов. Все эти процессы привели к

росту удельного веса торгово-ремесленных слоев греческих полисов. Развитие ремесленных мастерских, работающих на рынок, потребовало увеличение доли рабского труда. Военно-землевладельческая знать с опаской смотрела на бурное развитие ремесленного производства, размах торговых операций, рост городского населения. Опираясь на богатство и механизм традиций аристократия захватила органы политической власти в рождающихся полисах, умело приспосабливая институты родового управления (народное собрание, совет старейшин) к новым нуждам.

Иное положение было у рядовых земледельцев, частично свободных, частично попавших в кабальную зависимость от земельной аристократии. Они с трудом сводили концы с концами, страдая от свирепого долгового права, попадали в зависимость от крупных землевладельцев, пополняя ряды кабальных должников. Эта часть населения, численно преобладавшая в греческом обществе, была заинтересована прежде всего в создании гарантий своего существования: земельного участка, достаточного для пропитания семьи, личной свободы и возможности участия в политической жизни полиса. Греческие землевладельцы требовали смягчения жесткого долгового права, законодательной фиксации своих гражданских прав, отмены долгового рабства, создания таких органов управления, в которых они могли бы принимать участие. Естественно, эти требования можно было провести в жизнь лишь сломив яростное сопротивление правящей аристократии.

Торгово-ремесленные слои греческих полисов состояли из самых разных элементов. В их состав входили представители аристократии, оценившей значение ремесел и торговли и для полиса, и для своего собственного обогащения, горожане, хотя и владеющие приличными участками земли, но свои основные интересы видевшие в содержании ремесленных мастерских, торговых кораблей. Наконец к этой прослойке принадлежали простые ремесленники, живущие трудом своих рук, мелкие торговцы, матросы и гребцы, грузчики и строители, которые могли иметь крошечный земельный надел, а могли и потерять совсем связь с землей.

Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с различными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновениям, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества. Т.е. выражаясь марксистко-ленинскими терминами, назревала революционная ситуация.

Для наведения порядка и недопущения хаоса требовалось ввести общепринятые правила общежития различных слоев общества. Естественно, такие правила продиктованные временем должны были быть достаточно жесткими, чтобы исполняться. Законодательство Драконта 621 г. до н.э. (почему-то называемое драконовским, наверно по ассоциации с ужасным чудовищем) отменяло древнее право кровной мести, вводило новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы формировали право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания – смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая даже жесткая охрана частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя. В целом это отвечало интересам рядовых граждан и ограничивало привилегии знати.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. в Афинах началась смута. Народ больше не хотел страдать от тяжести долгов и мириться с долговым рабством. В разгар смуты в 594 г. до н.э. архонтом-примирителем был выбран прославившийся мудростью и справедливостью Солон. Он разбил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Между ними Солон постарался справедливо поделить власть.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание (экклесия

). Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы-зевгиты

. Новый государственный орган – гелия

(суд присяжных, куда избирались все граждане, включая фетов) контролировала должностных лиц и разбирала

конфликты среди афинян. Солон установил также законы, стимулирующие ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения. Реформы Солона подорвали всесилие аристократии и включили широкие слои населения в управление государством. После реформ Солона в Афинах сложились три группировки: паралии, педиеи и диактрии

Страницы: 1 2 3 4 5

Западно-Болгарское царство
Независимой оставалась Западная Болгария (современная Македония) с центром в городе Охриде. Сразу после смерти болгарского царя Петра (969) власть здесь захватили четыре брата-боярина, сыновья местного наместника-комитопула Николы: Давид, ...

Искусство Ранней классики.
В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий За ...

Вступление.
Институтом русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук в Санкт-Петербургском издательском доме «Дмитрий Буланин» в 40-м томе ПСРЛ издан выдающийся памятник украинского летописания XVII в., Густынская летопись , в которой ...