Идея единства югославян на заключительном этапе войныСтраница 1
События 1917-1918 гг. оказали существенное влияние на решение будущего государственно-правового положения югославянских народов. Различные политические объединения и партии по-разному представляли себе это будущее.
Летом 1917 г. члены сербского правительства во главе с Н. Пашичем, югославянского комитета во главе с А. Трумбичем встретились на острове Корфу. Длительные переговоры завершились подписанием декларации, вошедшей в историю под названием Корфской. В процессе переговоров наибольшее внимание было уделено будущим взаимоотношениям сербов и хорватов. Тогда же стали обсуждаться две концепции государственно-правового устройства единого государства югославян - унитаристская и федералистская. Первую отстаивал Н. Пашич, вторую, с рядом оговорок, - А. Трумбич. Принятая декларация явилась своего рода компромиссом названных концепций, компромиссом сербских и части хорватских политических кругов. В декларации говорилось, что будущее государство должно быть конституционной парламентарной монархией во главе с династией Карагеоргиевичей. Предполагалось, что конституция будет демократической, уважающей региональные традиции местного самоуправления. Однако об исторической самобытности сербов, хорватов и словенцев речь не шла, провозглашалась идея единого трехименного югославянского народа. Будущее государство должно было объединить территории Сербии, Черногории и всех югославянских регионов Австро-Венгрии.
Совершенно иную точку зрения по вопросу единства югославян имели депутаты рейхсрата югославянских регионов Цислейтании - австрийской части империи Габсбургов (Словения, Истрия, Далмация). Весной 1917 г. они образовали Югославянский клуб, объединивший словенских, хорватских и сербских депутатов рейхсрата. Председателем его стал представитель клерикальных кругов Словении Антон Корошец.30 мая он выступил от имени депутатов югославянского клуба с программным заявлением, которое получило название Майской декларации. В ней говорилось о необходимости объединения всех регионов Австро-Венгрии, населенных словенцами, хорватами и сербами в самостоятельную территориальную единицу в составе Габсбургской империи. Декларация провозглашала идею триализма, которую в свое время выдвигал еще эрцгерцог Франц Фердинанд. С аналогичными или близкими к положениям Майской декларации требованиями выступили в рейхсрате фракции депутатов Чехии, украинцев и поляков.
В Хорватии и Славонии, в Воеводине - Транслейтании (венгерской части Габсбургской империи), в Боснии и Герцеговине Майская декларация не нашла безусловной поддержки общественности. Ее одобрили в основном консервативные круги: правые клерикалы и некоторые деятели, близкие к правительству. Они стремились противопоставить декларацию соглашению, которое было достигнуто на острове Корфу Югославским комитетом и сербским правительством.
Консервативно-националистические позиции занимали по-прежнему франковцы - члены партии чистого права, и клерикалы во главе с архиепископом И. Штадлером и епископом А. Махничем. Они ратовали за создание католического югославянского государства с центром в Хорватии под эгидой монархии Габсбургов.
Оппозиционные партии и их представители в хорватском саборе - партия права, хорватская крестьянская партия, часть хорвато-сербской коалиции - требовали расширения конституционных свобод, предоставления Хорватии равных прав с Венгрией.
Экономическое развитие Индии в 1-ой половине 1-го
тысячелетия до н.э.
Для изучения истории Северной Индии с середины II–до середины I тысячелетия до н. э. основным источником являются древнейшие памятники литературного творчества – «Веды» (ставшие позже священными книгами), составленные на языке индоевропей ...
Второе Болгарское царство
Освободительное восстание братьев Асеней. Образование Второго Болгарского царства.
В 80-е гг. XII в. на северо-востоке Болгарии началось крупное антивизантийское восстание. Внешнеполитическое положение Византийской империи было крайне тя ...
Становление права древней Беларуси и его
характеристика
Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные госу ...