История » Франция в середине 70-х гг. начала XXI ст. » Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».

Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».
Страница 3

Обновленная доктрина ФСП основывалась на трех важнейших принци­пах: самоуправление, «классовый фронт трудящихся» и союз левых сил. Под 'самоуправлением понимался принципиально новый тип общественных отно­шений, предполагающий главенство гражданских институтов, всемерное раз­витие инициативы и ответственности гражданских сообществ, в том числе ) трудовых коллективов, региональных структур, этнических, конфессиональ­ных, культурных групп. Самоуправление рассматривалось как основа французской модели социализма. Но экономический аспект этой программы 1 предполагал укрепление централизованной системы государственного регу­лирования, осуществление программ национализации. Речь не шла об отказе от «смешанной модели» экономики. Но социалисты полагали, что лишь глубокая структурная перестройка всей производственной системы, обеспечение демократического контроля над финансовыми и материальными ресурсами, предпочтение «общественно-полезного, а не рентабельного пути развития» помогут преодолеть долговременную стагнацию. «Выйти из кризиса – значит, найти выход из капитализма, находящегося в состоянии кризиса», – го­ворилось в программе ФСП 1980 г.

Социальной опорой системы самоуправления должен был стать «классо­вый фронт трудящихся». Выдвигая эту идею, Миттеран рассчитывал на кон­солидацию широкого круга общественных организаций, способных поддержать политическую программу левых. В качестве союзников рассматрива­лись не только профсоюзы, но и женские, экологические, антивоенные движения несоциалистического толка. Политическим авангардом «классово­го фронта» мог стать «союз левых сил». Причем Миттеран не пытался форси­ровать формирование такой коалиции и рассчитывал на установление проч­ных связей с ФПК, левыми радикалами, ОСП и левыми республиканскими группировками уже после победы на выборах.

Первый тур президентских выборов, состоявшийся 26 апреля 1981 г., выявил перевес кандидатов от «Правой Франции». Жискар д'Эстен получил 28 % голосов, Ширак – 18 %, Дебре – 1,6 %, Гаро – ; 1,3 %. За Миттерана проголосовали 25,8 % избирателей, за Марше – ; 15,3 %. При этом значительная часть голлистского электората уже в первом туре отдала свои голоса Жискар д'Эстену в порядке «полезного голосования», не веря в победу Ширака и стремясь укрепить позиции наиболее сильного кандидата от правых партий. Второй тур, состоявшийся 10 мая, принес победу Миттерану (51,7 % против 48,3 % у Жискар д'Эстена). Подобный результат выглядел совершенно необычным на фоне успехов неоконсервативных сил Ц в других странах Запада, но вполне логичным в контексте разви­тия политической ситуации во Франции в предыдущие годы.

Стремясь закрепить успех, Миттеран воспользовался правом роспуска парламента и проведения досрочных выборов. Дезорганизованные правые партии не смогли организовать мощную избирательную кампанию. Важную роль сыграло проведение новым правительством накануне выборов ряда популярных мер, в том числе повышения минимальной зарплаты, увеличения пособий по безработице, семейных пособий и других социальных выплат. Выборы принесли левым партиям устойчивое парламентское боль­шинство. Фракцию ФСП составил 271 депутат, ФКП – 44, левых радикалов – 14. Им противостояли 83 депутата из ОПР и 71 из СФД. Правительство, в состав которого вошли представители всех трех левых партий, возглавил Пьер Моруа. Миттеран получил всю полноту власти и возможность для осуществления «левого экспе­римента» – полномасштабной реализации своей программы.

Правительство Моруа предприняло шаги по реализации кон­цепции самоуправления. Серия «законов о децентрализации» рас­ширила полномочия органов местного самоуправления (прежде всего представительных), смягчила административный контроль центра над органами местного управления, более четко разграни­чила компетенцию между государством и территориальными кол­лективами, а также различными типами территориальных коллек­тивов. Для выборов в местные органы власти была введена пропор­циональная модель. Изменилась и система выборов в Национальное собрание. В соответствии с законом 1985 г. она также стала про­порциональной: депутаты избирались по департаментским спис­кам в один тур, мандаты распределялись пропорционально подан­ным за каждый список голосов. Под эгидой концепции самоуправ­ления правительство добилось принятия закона о регламентации финансовой деятельности партий. Была ликвидирована цензура на телевидении и радио, восстановлен национальный праздник 8 мая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рабочие политические партии Германии. Деятельность Лассаля, Либкнехта и Бебеля
Весьма решительно пыталась противостоять реакционной политике правительства Бисмарка недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль (1825 — 1864). Этот талантливый оратор и пу ...

Дворцовые перевороты: причины, сущность, историческое значение
Законом 1722 г., был отменен обычный порядок престолонаследия, действовавший в Московской Руси, и монарху предоставлялось право назначения наследников. При таком порядке важное значение получало завещание монарха. Но Петр умер от случайно ...

Причины безуспешности начинаний Сперанского
Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные ...