Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».Страница 8
1 Характерной чертой президентских выборов 1988 г. стала явная деидеологизация политической борьбы. Опыт правления ведущих партий страны – СФД, ФСП и ОПР, посменно пребывавших у власти и пытавшихся реализовать глобальные идеологические проекты, оказался малоубедительным. Социал-реформистская стратегия ее оправдала себя, а неконсервативную революцию французское общество отвергло. Предвыборная платформа кандидатов правого (лагеря Ширака и Барра свидетельствовала об окончательном отказе от либерального максимализма. Оба пытались апеллировать к голлистским традициям государственного строительства, целесообразности прагматичного курса в экономической сфере, рационального синтеза социальных традиций и технократического модернизма. К этой же позиции склонялись и ведущие политики, боровшиеся за выдвижение своих кандидатур от ФСП – Рокар и Фабиус.
Сближение стратегических целей ведущих партий могло существенно изменить расстановку политических сил в стране. П. Береговуа даже попытался Пропагандировать идею новой коалиции, способной объединить «либералов-фрагматиков» и «социалистов-реалистов». Сама идея синтеза гибких рыночных механизмов, широкой «производственной демократии» и значительных Прерогатив государства в социальной сфере была весьма перспективной. По сути, Франция первой из ведущих западных стран подошла к формированию новой стратегии общественного развития, которая станет доминирующей уже в 90-е гг. Но ни политическая элита Франции, ни общественное сознание не [были готовы к «новому синтезу». Французов мало удовлетворял прагматизм без идеалов, равно как и идеология, доведенная до прагматизма. Два столетия почти религиозных войн в политической сфере наложили отпечаток на характер. Традиция «идти к избирательным урнам, как на баррикады», психологическая ориентация на эмоционально, ценностно значимые коллективные идеи-символы, конфронтационность, экспансивность публичной политической жизни, уравновешенная непоколебимостью государственной бюрократии – все эти особенности французской политической культуры мало соответствовали реалиям общественного развития конца XX в., но все еще оказывали огромное влияние. В 1988–1989 гг. уже 58 % французов ратовало за решение общественных проблем исходя из здравого смысла, но еще 38 % решительно отстаивали «левые» и «правые» принципы. Среди принимавших участие в выборах пропорция была фактически обратной.
Идейно-политический кризис традиционных партий и самой «четырехпартийной модели», отсутствие ярких идей привели к резкому снижению общественного интереса к выборам. По опросам, доверие к партиям испытывали лишь 2 % французов (наибольшим – 47 % – пользовались ассоциации потребителей). Неизбежным следствием стала персонификация политической борьбы. На президентских выборах кандидаты выступали скорее как независимые политики, нежели лидеры и руководители своих партий. Избирательные кампании строились на основе особенностей их личного имиджа с использованием всего арсенала технологий РК. Преуспел в такой борьбе Миттеран. Подобно де Голлю в 1965 г., он выдвинул свою кандидатуру в последний момент – за одни месяц до выборов, когда основные кандидаты уже активно ввязались «в ближний бой». Миттеран резко изменил свой политический имидж и предстал перед избирателями как общенациональный лидер, ориентирующийся на идеи гражданского согласия и стабильности. Он полностью отказался от роли лидера ФСП и от социалистических идей, попытавшись подобно де Голлю «встать над партиями». Весьма напоминали деголлевскую пропаганду и призывы Миттерана ко «всем французам» спасти Республику «от партий, готовых захватить всю власть», от «кланов и банд». Но, в отличие от классического голлизма, миттеранизм стал не только идеологией национальной консолидации, но и конституционного равновесия, сбалансированной модернизации общества, внешней политики без галльского эпатажа, но с уверенностью великой державы.
Путешествие в царство мертвых
История этого правления началась в августе 1279 года до нашей эры. Расписные корабли, выйдя из гавани стольного Мемфиса, заскользили вверх по Нилу. Берег усеян мужчинами, женщинами и детьми, земледельцами, воинами и жрецами. Они погружены ...
Классовые противоречия
Развитие страны имело весьма противоречивый характер. С одной стороны, заметно шагнули вперед хозяйство и культура, особенно в середине — второй половине столетия. С другой — сильно ухудшилось положение народных масс. Прежде всего, это ко ...
Общество
По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»[9]. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии.
В целом общество майя ...