История » Франция в середине 70-х гг. начала XXI ст. » Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».

Президентские выборы 1981 г. «Левый «эксперимент».
Страница 4

В соответствии с «законами Ору» (министра труда, члена ФКП) были зна­чительно расширены права профсоюзов и комитетов предприятий по контро­лю над финансовой и организационной деятельностью администрации, уста­новлен порядок обязательных отчислений в кассу комитетов предприятий, введена обязательность санкции государственного инспектора на увольнение работников, а также обязательность коллективного договора при соответству­ющем требовании комитета предприятия. Вводилась пятая неделя оплачива­емого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 ч при сохранении прежней зарплаты. Правительство П. Моруа продолжило реформу системы социаль­ного обеспечения, повысив уровень минимальной заработной платы, на 40– 50 % увеличив размеры пенсий и пособий по безработице, сократив до 60 лет возраст выхода на пенсию.

Ключевую роль в «левом эксперименте» играла программа национализации. Ее целью было закрепление государственного контроля над крупнейшими промышленно-финансовыми группа­ми, способными стать основой национального экономического роста. Масштабы перераспределения собственности оказались беспрецедентны. После национализации в 1982 г. пяти промышленных групп государственный сектор обеспечивал 1/2 капиталовложений, 1/3 валового национального продукта, 1/3 экспорта, 1/4 наемного труда. Общая численность государственных предприятий превысила 3 тыс. Государство заняло ведущие позиции В наиболее перспективных отраслях – информатике, энергетике, Виоиндустрии. Одновременно правительство П. Моруа постави­ло под государственный контроль 36 коммерческих банков, сум­ма депозитов каждого из которых была выше 1 млрд франков, 9. также крупнейшие финансовые группы «Париба» и «Сюэз». В результате доля государственного сектора в финансовой и кре­дитной сфере составила 95 %.

Обеспечение компенсационной основы национализации и необ­ходимость огромных капиталовложений для модернизации новых государственных предприятий вызвали нарастающее напряжение бюджетно-финансовой системы. В 1983 г. дефицит по государствен­ному сектору промышленности составил 7,5 млрд франков. Национализация вызвала «бегство капиталов» за границу. Только в 1981 г. из Франции было вывезено 77 млрд франков. Сказались и нега­тивные последствия очередного мирового кризиса, начавшегося »в 1981 г. Серьезный ущерб Франции нанесла американская валютно-финансовая политика, основанная на искусственном завы­шении курса доллара.

Резкое ухудшение платежного баланса заставило правительство Моруа еще в период проведения основных мероприятий «левого эксперимента» перейти к жесткой валютно-финансовой политике. ; В 1981 г. правительство было вынуждено девальвировать франк на 3 %, а в 1982 г. – еще на 10 %. Последовало решение о заморажива­нии на несколько месяцев роста цен и зарплаты. Правительство [рассчитывало компенсировать финансовые потери быстрым ростом эффективности государственного сектора. Но эти надежды не оправдались. Если в 1981–1982 гг., несмотря на кризисную конъ­юнктуру, производство во Франции возрастало на 2 % в год, то >в 1983 г. экономический рост снизился до 0,7 %. Большие масшта­бы сохраняла безработица (более 2 млн человек). Инфляционный всплеск вызвал снижение уровня жизни.

С лета 1982 г. Миттеран был вынужден приостановить «левый эксперимент». В выступлениях президента все чаще звучал тезис !<э «третьем пути развития», а неосоциализме, подчеркивалась воз­можность социализации общественного производства только на основе саморазвития, а не ломки естественно сложившихся рыноч-1ных механизмов, усиливались нотки прагматизма. В ФСП быстро росло влияние сторонников отказа от идеи «социального государства». Лидеры этой технократической группировки Жак Делор и Мишель Рокар выступали за политику жесткой экономии, сокраще­ние социальных программ, прекращение национализации и укреп­ление модели смешанной экономики, отказ от вмешательства трудо­вых коллективов в осуществление менеджмента. Важнейшей задачей государственной политики должна была стать реорганиза­ция национализированных предприятий, модернизация их техноло­гической базы, сокращение занятости и рационализация управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учреждение и функции
16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и админист ...

Общественное развитие Кореи в конце XVIII — начале XIX в
В конце XVIII в. в общественной жизни и общественной мысли Кореи обозначились новые явления. В конечном счете, они были связаны с теми экономическими сдвигами, которые имели место в стране в течение XVII-XVIII вв. Несмотря на тормозящую р ...

Церковная  реформа
Важную роль в развитии абсолютизма играла церковная реформа. Вместе с реформой центральных правительственных органов было изменено управление церковью. В 1700 году умер патриарх Андриан и Пётр І запретил избирать ему преемника. Управление ...